-
Название Статья Автор
«Ака-суха юрри» «Ака-суха юрри». 4-я строфа партитуры. По изданию 1931. «АКА-СУХА ЮРРИ» – 1. одно из жанровых наименований обрядовых застольных песен кĕреке юрри; 2. произведение для хора а капелла композитора С.М. Максимова, обработка старинной чувашской народной песни. Используя традиции архаич. фольклор. гимнов земле, труду и роду-общине, автору удалось воплотить идеалы фундаментальных ценностей народ.... М.Г. Кондратьев.
«Алран кайми аки-сухи» «АЛРАН КАЙМИ АКИ-СУХИ» – см. «Ака-суха юрри»....
«Ниме» «НИМЕ» – см. Помочи....
«Слакбашские песни» Пример «СЛАКБАШСКИЕ ПЕСНИ» – цикл обработок чувашских народных песен для хора a cappella Ф.С. Васильева (6 частей, 1971). В его основе собствен. записи композитора, выполнен. на родине К.В. Иванова. В «С.п.» впервые использован малоизвест. фольклор. материал – песни чувашей Башкортостана, обладающие специфическими регио­-нал. чертами.... Л.И. Бушуева.
«Уй варринче» Партитура «УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэ­тических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М.... М.Г. Кондратьев.
Çÿпçе ÇŸПÇЕ [с’юпс’е] – выдолбленная из дерева кадка, кадушка, со вставным дном, имевшая разновидности. Ç. в виде длин. цилиндра называется уйран Ç., вместе с мутовкой служит для сбивания масла (пахтаница). В специал. Ç. солили мясо, хранили муку и зерно, в ши­роких изготавливали медовые напитки, варили пиво. Ç. большой вместимости использовали для хранения одежды и холста. Хĕр Ç.... Г.Б. Матвеев.
Çÿрме ÇŸРМЕ [с’юрм’е] – мясное блюдо, один из элементов традиционной пищи чувашской. Распространение имело глав. обр. среди средненизовых чувашей. Готовилось из субпродуктов. Варили в мясном бульоне вместе с тултармǎш. Аналогич. блюдо со сходным названием имеется у многих тюрк. народов, у осетин. ... Г.Б. Матвеев.
Çĕн хăта ÇĔН ХĂТА [с’ьн’ хъда] (букв. новые сваты) – обряд свадебного комплекса, взаимные визиты родственников жениха и невесты. Под названием Ç.х. обряд более известен у низовых чувашей. Через определён. время после свадьбы сторона жениха первой принимала гостей, новых сватов, их потчевали в нескольких домах родственников жениха, угощение завершалось в доме его родителей. В связи с трансформацией свадеб. обряда в течение 20 в. время проведения свадеб. ритуала сократилось, обряд Ç.х.... Г.Б. Матвеев.
Çĕнĕ çул ÇĔНĔ ÇУЛ [с’ьн’ь с’ул] (букв. новый год) – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник зимнего солнцеворота, после принятия христианства – рождественско-новогодняя обрядность. Соответствует сурхури (у всех групп чувашей), нартăван (у чувашей Закамья), нартукану (у чувашей Присвияжья и Приуралья) и святкам. Термин более употребителен у низовых чувашей. Элементами обряда Ç.ç. являлись молодёж. игрища, ряжение, гадания, проведение обрядов предохранител. магии тимĕр карта (букв. железная ограда), т.к., по традицион. представлениям, в порубеж.... Г.Б. Матвеев.
Çĕр ÇĔР [с’ьр’] (букв. земля) – по традиционным представлениям чувашей, божество земли. В обрядах и молениях слово Ç. употреблялось в нескольких значениях. В источниках встречается ряд названий божеств земли, в т.ч. Ç. (земля), Ç. турри (божество земли), Ç. ашшĕ (отец земли), Ç. амăшĕ (мать земли), Ç.... Г.Б. Матвеев.
Çĕр вăрлани ÇĔР ВĂРЛАНИ [с’ьр’ върлани] (букв. кража земли) – обряд, символизирующий похищение плодородия пашни. По традицион. верованиям чувашей, плодородие можно поднять, похитив землю другой общины. Обряд имитировал свадьбу, участвовали в нём только мужчины. Представлять жениха предлагали сироте. Существовало поверье, что он до старости не доживёт. «Жениху» всем селением справляли добротную одежду, наделяли хлебом, деньгами. Крепкие мужчины в празднич. одежде, предварительно угостившись, выезжали за «невестой» ночью на нескольких повозках под звон бубенцов, распевая свадеб.... П.П. Фокин.
Çĕр хапхи ÇĔР ХАПХИ [с’ьр’ хапхи] (букв. земляные ворота) – обряд, направленный на предохранение людей и животных от массовых болезней. Его исполняли по решению стариков один раз в несколько (как правило, в 7–9) лет или при получении сообщений о надвигающейся эпидемии или эпизоотии. Ранним утром по всей деревне гасили огни. Между двумя рукавами лога (иногда на ровном месте) мужчины прокапывали тоннель или траншею такой высоты, чтобы могли пройти лошади, нередко восстанавливали оставшееся от предыдущего обряда. Тоннель крепили подпорками, а траншею перекрывали плахами, сверху укладывали дёрн. Старики трением двух кусков дерева добывали «живой огонь», от к-рого у входа в тоннель с обеих сторон разводили костры, в них подбрасывали ветки можжевельника. У выхода ставили две бочки с заговорённой водой. Начиная обряд, старики молились, обращаясь на восток. Первым тоннель проходил парень или подросток, единствен.... П.П. Фокин.
Çавра юрă ÇАВРА ЮРĂ [с’авра юръ] – краткосюжетная [букв. завершённая (по смыслу)] песня, основная поэтическая форма традиционных (прежде всего обрядовых) чувашских народных песен. Самая характерная и художественно привлекател. особенность Ç.ю. – афорис­тическая лаконичность сюжетов, по объёму обычно не превышающих 1–2 строфы, в к-рых концентрированно излагается одна мысль, часто глубоко обобщающего характера. Наиболее распространён двузвенный тип краткого сюжета. В его основе лежит так наз. образный параллелизм. Главным его смысловым компонентом является второе звено, в к-ром в логически завершённой форме раскрываются человеч. чувства и отношения.... М.Г. Кондратьев.
Çатăрка ÇАТĂРКА [с’адърга], çатăркан, çатăрма, çатăрмак, чатăр, шал­тăркка – зубчатая трещотка, один из чувашских музыкальных инструментов народных, самозвучащий (идиофон). Звук (щёлканье закреплённой в корпусе деревян. пластинки) производился вращением корпуса вокруг руко­ятки с зубцами. Ç. употреблялась в очистител. обряде сĕрен, изготовлялась накануне и после его проведения сжигалась.... М.Г. Кондратьев.
Çимĕк ÇИМĔК [с’им’ьк’] (от рус. cемик) – в традиционном обрядовом календаре чувашей летнее поминовение усопших с посещением кладбищ. После принятия православия Ç. был приурочен в основном к Троице; за относительно короткое время вытеснил поминовения калăм и çурта кунĕ, исполняется и частью некрещёных [местами его именуют виле тухнă кун (букв. день исхода покойников)]. Средненизовые и часть низовых чувашей проводят в установленную православ. церковью Троицкую субботу; в ряде селений средненизовых и верховых – накануне в четверг; проживающие в юж. районах Чувашии и по соседству за пределами республики, а также юго-восточ. часть верховых – в день Троицы. Накануне или утром в день Ç.... П.П. Фокин.
Çинçе ÇИНÇЕ [с’ин’з’е] – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник, приуроченный к летнему солнцестоянию. Его начало увязывалось с цветением (в нек-рых юж. территориал. группах чувашей с колошением) ржи; с восприятием точного измерения времени начало Ç. было перенесено на день, когда долгота составляла 17 часов («17 раз бьют»). Ç. отмечали, как правило, в течение 12 суток. Считалось, что это время – особый период «беременности земли». Накануне специал. выборные ходили по домам и извещали хозяев о начале праздника.... П.П. Фокин.
Çулăк Çулăк. ÇУЛĂК [с’улък], кĕрÿ тутри – один из видов обрядовых платков, использовавшийся исключительно в свадебной церемонии. Имел важное охранител. значение, ему приписывались магические функции. В 18–19 вв. во всех этнографич. и этнотерриториал. группах чувашей изготавливался из прямоугол. куска холста размером ок. 50×36 см, имел традицион.... Г.Н. Иванов-Орков.
Çумăр чÿкĕ ÇУМĂР ЧŸКĔ [с’умър ч’юг’ь] – общественное моление с жертвоприно­шениями духам природных стихий (дождя, ветра, засухи, града и т.п.) с просьбой о ниспослании погоды, благоприятной для земледелия. Чаще в обрядовой молитве ограничивались вызыванием дождя. Обряд начинался с того, что по поручению стариков подростки обходили дома и собирали продукты для трапезы (крупу, масло, яйца, молоко и др.). На берегу водоёма устанавливались большие котлы. Пожилые женщины готовили кашу, молочную похлёбку с яйцами. Скорлупу надевали на прутики, их втыкали вдоль воды, к ним привязывали одного или несколько живых воробьёв со связанными крыльями. Когда еда поспевала, подходили взрослые, прихватив с собой миски, ложки. Пекли обрядовые лепёшки (пашалу, юсман). Встав лицом к востоку, предводитель молился о ниспослании дождя, просил духов уберечь поля от засухи, града, суховея, сильных ветров. После молитвы воробьёв выпускали на волю, в нек-рых местностях обряд назывался çерçи чÿкĕ (букв.... П.П. Фокин.