-
Название Статья Автор
Çÿпçе ÇŸПÇЕ [с’юпс’е] – выдолбленная из дерева кадка, кадушка, со вставным дном, имевшая разновидности. Ç. в виде длин. цилиндра называется уйран Ç., вместе с мутовкой служит для сбивания масла (пахтаница). В специал. Ç. солили мясо, хранили муку и зерно, в ши­роких изготавливали медовые напитки, варили пиво. Ç. большой вместимости использовали для хранения одежды и холста. Хĕр Ç.... Г.Б. Матвеев.
Çÿрме ÇŸРМЕ [с’юрм’е] – мясное блюдо, один из элементов традиционной пищи чувашской. Распространение имело глав. обр. среди средненизовых чувашей. Готовилось из субпродуктов. Варили в мясном бульоне вместе с тултармǎш. Аналогич. блюдо со сходным названием имеется у многих тюрк. народов, у осетин. ... Г.Б. Матвеев.
Çатăрка ÇАТĂРКА [с’адърга], çатăркан, çатăрма, çатăрмак, чатăр, шал­тăркка – зубчатая трещотка, один из чувашских музыкальных инструментов народных, самозвучащий (идиофон). Звук (щёлканье закреплённой в корпусе деревян. пластинки) производился вращением корпуса вокруг руко­ятки с зубцами. Ç. употреблялась в очистител. обряде сĕрен, изготовлялась накануне и после его проведения сжигалась.... М.Г. Кондратьев.
Çулăк Çулăк. ÇУЛĂК [с’улък], кĕрÿ тутри – один из видов обрядовых платков, использовавшийся исключительно в свадебной церемонии. Имел важное охранител. значение, ему приписывались магические функции. В 18–19 вв. во всех этнографич. и этнотерриториал. группах чувашей изготавливался из прямоугол. куска холста размером ок. 50×36 см, имел традицион.... Г.Н. Иванов-Орков.
Çурхат ÇУРХАТ [с’урхат] – старинный сосуд на ножках для медовухи, медового напитка сим пыл, пива; ендова. Формой напоминал коня. Ç. медный, вместе с золотой чашей, нередко упоминается в фольклор. текстах, в частности, в саламалик. Использовались и деревян. Ç. – плоские чаши с отогнутыми краями и коротким носиком в виде жёлоба для слива жидкости, с рукоятью, на низком поддоне, реже четырехнож., украшенные резьбой. И деревян., и медные Ç. имели широкое распространение в средние века.... Г.Б. Матвеев.
Çуха Çуха. ÇУХА [с’уха] – девичье шейное и наплечное украшение с застёжкой сзади, прикрывающее ворот и грудной разрез рубахи. По своей композицион. фор­ме перекликается с мăй çыххи. До 1920–30-х гг. было представлено почти во всех этнографических группах: у верховых чувашей в основном в виде круга с бусами и монетами, у низовых и средненизовых – широкие, часто с бисером, монетами, бусами и раковинами каури по нижнему краю. Основой служила кожа, домотканый холст, иногда изготавливалось без основы – получалось подобие ажурной сетки. В нач. 21 в. Ç.... Г.Н. Иванов-Орков.
Азям АЗЯМ, açaм, чaппaн – вид верхней одежды халатного покроя, сшитый из плотного серого или чёрного домотканого сукна. Муж. А. прямоспинные, длиной до щиколоток, с большим воротником и глубоким запахом. Жен. А. у верховых без воротника. У низовых имелись также А. из белого сукна, иногда их расшивали разноцветным сукном и узорами. Надевали поверх кафтана или шубы нараспашку или подпоясывали длинными (до 2 м) кушаками, два раза обёртывая вокруг талии, опуская концы по бокам.... Г.Б. Матвеев.
Акапуç Акапуç АКАПУÇ [агабус’], сапан, сабан – деревянный плуг, идентичен татарскому, мордовскому, удмуртскому сабану, марийск. савану. Изобретён в зоне контактов земледельческих племён Сред. Поволжья с восточ. славянами не позднее 11–12 вв., у последних не получил распространения. Генетически восходит к ралу с полозом и металлическим сошником; самые ранние находки наральников в Сред. Поволжье относятся к 6 в. А. сложился по принципу удвоения рала – в орудие с одним железным рабочим наконечником и двумя рукоятями были сведены два рала. В Волжской Болгарии применялся в степной и лесостепной зонах.... П.П. Фокин.
Алка Алка. АЛКА [алга] – шейное и наушное украшение той или иной конструкции: 1) богатый девичий шейный наряд, украшенный серебряными монетами, носили на весенних хороводах уяв, на празднике хĕр сăри (девичье пиво), на свадьбах; 2) нагруд. жен. украшение из серебряных монет, нашиваемых на кусок холста; 3) девичье наушное украшение, изготовлявшееся из латунных проволочек по форме ушной раковины, пара таких А. связывалась шнурком, перекидываемым через темя; А., носились с тухъёй; 4) наушное украшение замужних женщин такой же конструкции закреплялось на сурпане; 5) жен. украшение из бус, монет и нухраток, к-рое вешали на уши посредством петельки.... Г.Б. Матвеев.
Алтăр АЛТĂР [алдър] – см. Ковш....
Ама Ама - женское нагрудное украшение верховых и низовых чувашей. Ама - женское нагрудное украшение верховых и низовых чувашей. АМА – женское нагрудное украшение в виде полукольца или трапециевидной формы. Представляет собой кожаную полоску длиной 30–40 см, обшитую разноцвет. бисером и монетами. По конструкции существует двух видов: А. из отдельного нагрудника (у чувашей анатри и анат енчи) и нагрудник с наспинной частью пуç хыçĕ (у вирьял – верховых).... А.А. Трофимов.
Амбар Двухэтажный амбар верховых чувашей. Середина 19 в. АМБАР – хозяйственное строение для хранения зерна, предметов одежды, утвари; многофункциональное капитальное сооружение, в конструктивно-технологическом отношении характеризующееся особой тщательностью рубки и покрытия. А. возводили из брёвен хвойных пород срубной техникой (рубка в угол с замком) размером 4,5х6 м (до 8–9 м в длину), высотой в 20–25 венцов. Двери имели специальные деревянные замки. Самцовая крыша с массивным кронштейном, образующим выступ над площадкой перед дверью, прочная кровля (дрань, тёс, снопы, черепица), покрытие входа (площадка, крыльцо, галерея), фундамент из дубовых чурбанов, пол из полубрёвен или тёсаных топором плах – элементы характеристики А. По конструкции бывают двухуровневые (пăлтăрлă, икĕ хутлă) и горизонтальные двухсрубные с крыльцом на обоих уровнях. Первые имеют галерею с элементами архитектур. украшений (балясина, кронштейн, фигурные решётки перил), выполнявшую в основном декоратив.... Г.Б. Матвеев.
Арман АРМАН – см. Мельница....
Аршин АРШИН – см. Меры длины....
Баня БАНЯ, мунча – помещение для мытья, обычно деревянная постройка срубной конструкции; в нек-рых чуваш­ских селениях средневолжских губерний стены возводили из самана, природного камня. Состоит из собственно Б. и предбанника. Размещали у водоёма в противопожарных целях и для близости к воде (иногда на склоне в виде полуземлянки). Топили печь-каменку без дымохода (по-чёрному), воду разогревали в котле, чугунке на камнях печи. Первыми мылись мужчины, затем женщины с малышами. Сначала старший по возрасту читал молитву с просьбой крепкого пара без угара и чтобы жара хватило всем. Одной Б. пользовалось несколько семей. Существовали мунча такмакĕ – частушки, приговариваемые под такт хлестания вениками (детские, взрослые, в т.ч.... П.П. Фокин.
Барабан БАРАБАН – см. Параппан....
Безмен БЕЗМЕН, писмен – весы для измерения мелких грузов. Представляет собой металлич. или деревян. стержень с большим утолщением на одном конце (деревян. – с металлич. насадкой) и с крючком (или с подвешенной чашкой) на другом. На стержень нанесены насечки или просверлены отверстия, соответствующие весу в фунтах и его долях (или кг). Б. подвешивают за продетое кольцо или крючок. Передвигая его, уравновешивают груз с противовесом.... П.П. Фокин.
Бёрдо БЁРДО, хĕç – деталь ткацкого стана. Состоит из рамы с гребнем. Рама высотой в 20–32 см, шириной 52–76 см, толщиной 2 см изготавливается из берёзы, липы; пластины (зубья) гребня шириной до 1 см, толщиной до 1 мм нарезаются из бересклета, жимолости, липы, их стягивают суровыми нитями и вставляют в пазы горизонтальных брусьев рамы. Нити основы продевают между зубьями. Ткачиха, резко подтянув Б., прибивает поперечную и продольную нити. По числу зубьев Б. имеет размеры от 6 (6 раз по 10 троек нитей, т. е. 180) до 12 (360 нитей). Номер наносят на раму традиционными чувашскими цифрами; также ставят тамгу семьи.... П.П. Фокин.