-
Название Статья Автор
«Сказки и предания чуваш» Обложка книги «Сказки и предания чуваш» «СКАЗКИ И ПРЕДАНИЯ ЧУВАШ», «Чăваш халлапĕсем» (Симбирск, 1908) – первая антология чувашской литературы, составленная и изданная И.Я. Яковлевым к 40-летию Сим­бирской чувашской школы. В книгу вошли 10 оригинал. произведений чуваш. литературы последней четверти 19 и нач. 20 вв.: стихотворная притча «Икĕ хĕр» (Две дочери), баллады «Тимĕр тылă» (Железная мялка), «Тăлăх арăм» (Вдова), поэма «Нарспи», сочинённые К.В. Ивановым, стихотвор. быль «Ăслă суеçĕ» (Умный лжец), стихотворение «Хунар çути» (Свет фонаря), поэма «Хитре Чĕкеç» (Красавица Чегесь), «Янтрак янтравĕ» (Шумиха, затеянная Яндраком), «Вĕре çĕлен» (Змей-соблазнитель) Н.В. Шубоссинни, поэма «Арçури» (Леший) М.Ф. Фёдорова.... В.Г. Родионов.
«Тăхăр ял»   «ТĂХĂР ЯЛ» (букв. девять деревень) – фольклорно-этнографический и философско-публицистический труд Г.Т. Тимофеева, подготовлен. в 1896–1903, памятник чувашской словесности и культуры. Впервые опубликован в 1972 (составитель и автор предисловия А.В. Васильев). Переиздан в 2002 с добавлением ранее неопубликованных материалов, документов, писем, воспоминаний.    В небольших очерках и зарисовках автор рассказал об особенностях мест. говора, фольклор. творчества, обрядов и обычаев, одежды, пищи и др.... В.А. Ендеров.
Антропонимика поэтическая АНТРОПОНИМИКА ПОЭТИЧЕС­КАЯ изучает функционирование личных имён в фольклоре и художественной литературе. Выбор имени героя, образа, персонажа произведения обусловливается жанром и художественно-эстетич. задачами произведения. Имя выполняет стилистич., социально-идеологич., эстетич., психологич. функции и даёт характеристику персонажа. «Говорящие» имена чаще применяются в песнях, сказках, комич. и сатирич. произведениях. Имена художествен. образов бывают обычными (нейтральными), подчёркнуто окрашен.... В.П. Станьял.
Бывальщина БЫВАЛЬЩИНА – жанр сказочной прозы, короткий суеверный рассказ о каком-л. случае, будто бы происшедшем в действительности, повествование о невероят. происшествиях, встречах с «нечистой силой». В чуваш. фольклоре зафиксированы Б. о духах природы, колдунах, привидениях, мертвецах, волшеб. кладах и др. К кон. 20 в. Б.... В.П. Станьял.
Детективная литература ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – ветвь приключенческой литературы, связанная с поиском и раскрытием какой-либо загадки или преступления через остроконфликт. сюжет. Первый этап развития чуваш. Д.л. пришёлся на 1930–40 гг. Для этого периода характерны расплывчатость и неопределённость жанровых черт и границ. Элементы детектива встречаются в повестях М.Д. Трубиной «Мучар» (1934), Л.Я. Агакова «Пĕрре, çуркунне...» (Однажды весной, 1940) и «Ылтăн вăчăра» (Золотая цепочка, 1948). В них сосуществовали и приключен.... В.А. Абрамов.
Детская литература Иван Яковлев.« Детские рассказы». Обложка и разворот книги. 1968. Встреча народного поэта Чувашии П.П. Хузангая со школьниками. Чебоксары. 1961. К.Чулгась. «Рассказы охотника». Обложка книги.... А.И. Мефодьев.
Документальная проза ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА – разновидность художествен. прозы, исследующая историч. события и явления обществен. жизни путём анализа документал. материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении. Не исключая художествен. вымысла, Д.п. использует художествен. синтез, отбирая реальные факты, обладающие значител. социально-типич.... Ю.М. Артемьев.
Драма ДРАМА (от греч. drama – действие) – 1) род литературы (наряду с эпосом и лирикой). Чуваш. Д. зародилась на заре истории человечества, когда сложился традицион. обрядовый комплекс туй (свадьба), т.к. именно он вошёл в основу народ. Д. Элементы Д. имеются и в различ.... В.Г. Родионов.
Драматургия чувашская ДРАМАТУРГИЯ ЧУВАШСКАЯ ведёт начало с сер. 19 в. Её зарождение связано с развитием драматич. элементов в обрядовых действиях. На становление Д.ч. оказали влияние литератур. традиции, повествовател. жанры. В качестве первых образцов Д.ч. выступили драматизирован.... Е.Р. Афанасьева, В.Г. Родионов.
Древнетюркская литература ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – памятники письмен. культуры тюркоязыч. племён эпох древнего мира и раннего средневековья. На территории Тюркского каганата первоначально повсеместно функционировала рунич. письменность, а затем – уйгурская и манихейская, к-рые в раннем средневековье постепенно были вытеснены араб. письмом. Памятники письмен. культуры этого времени являются общим наследием всех современ. тюркоязыч. народов, в т.... В.Г. Родионов.
Литературоведение ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука о художественной литературе, её сущности, функции, истоках и этапах формирования, развития, закономерностях историко-литературного процесса. Основные отрасли Л.: теория, история и художествен. критика. В теорию, кроме стиховедения, входят теоретич. и историч. поэтика, в кон. 20 в. стали выделять динамическую поэтику и теоретическую историю. С теорией литературы тесно соприкасается методология Л. Разные аспекты теории чуваш.... В.Г. Родионов.
Метрика МЕТРИКА (греч. metrik, от. met­ron – мера, размер) – совокупность законов строения стиха, то же, что стихосложение; наука о законах строения стиха, то же, что стиховедение. М. чуваш. народно-песен. стиха – силлабическая с нек-рыми элементами квантитативности в напеве. В формировании чуваш. (тюркского) изосиллабизма, прежде всего ритмической структуры 4+3, глав. роль сыграли как особенности языка.... В.Г. Родионов.
Новелла НОВЕЛЛА (итал. novella, букв. – новость) – малый эпический жанр, близкий к рассказу. Своими корнями восходит к фольклору (басни, сказки, анекдот, фаблио). От рассказа отличается не­обычным, нередко парадоксальным, сюжетом, возникающим из неожидан. трагикомического случая, отсутствием описательности и строгостью композиции. Сюжет концентрируется вокруг одного события. В чуваш. литературе этот жанр формировался под влиянием мировых традиций. Он вобрал в себя особенности рассказа, повести, анекдота, фар­са, но в силу своих истоков связан, прежде всего, с процессом анализа не­­-п­редвиден.... Г.И. Фёдоров.
Сатира САТИРА (лат. satira от satura – букв. смесь, мешанина) – вид комического, как условная форма художественного содержания охватывает многие виды искусства. В литературе к сатирич. жанрам относятся частушка, комедия, эпиграмма, пародия; в публицистике – памфлет, фелье­тон; в изобразител. искусстве – карикатура, шарж и т.п. Со своеобраз. художествен. отражением реальной действительности и качеством смеха С. рассматривается как обличение и осмеяние негатив.... П.Н. Метин.
Силлабическое стихосложение СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sillabē – слог) – способ организации звукового состава стихотворной речи, основанный на со­размерности строк по числу слогов (изосиллабизм). Силлабика чуваш. народ. стиха (прежде всего ритмическая структура 4+3) строится на особенностях структуры языка и мифологических представлениях древних предков. Характерной чертой чуваш., как и общетюрк., С.с. является наличие в строках вертикал. (сквозной) цезуры, делящей стих на более короткие полустишия (слоговые группы). Тенденция к изо­силлабизму наблюдается в ряде речевых жанров чуваш. фольклора.... В.Г. Родионов.
Сказка СКАЗКА, юмах – один из основных жанров устно-поэтического творчества, сложившийся в условиях разложения первобытнообщинного строя и упадка мифологического мировоззрения. В С. всегда присутствует централ. мотив, соответствующий кульминации художествен. произведений. В волшебных С., прежде всего о богатырях, коллизия возникает из-за кражи эпическим врагом космич. объектов (солнца, луны, звёзд), пищи (варёного мяса) или воды, женщин, лошади; эта кража вынуждает героя совершать подвиги, в результате чего он оказывается победителем. На формирование С. о животных оказали влияние архаичные мифы о зооморф­ных героях. При этом звери метафорически наделяются человеческой речью и разумом.... В.Г. Родионов.
Сонет СОНЕТ (итал. sonetto от прованс. so­net – песенка) – лирическое произведение с твёрдой стихотворной формой из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы). Требует лаконичности речи, привержен к рег­ламентирован. законам строфики, концентрирован. идее. Встречается в фи­лософ., любов., описател. лирике. В чуваш. поэзии С.... Г.И. Фёдоров.
Стиль СТИЛЬ литературный – эстетически цельная, содержательная фор­ма, органический сплав художественной речи, композиции, жанро-родовых свойств произведения и т.д. С. определяется доминантами, пронизывающими всё литератур. творение. Для прозы А.С. Артемьева и Л.Я. Агакова свойст­венен романтический контраст: А.С. Артемьев нередко прибегал к парному сопоставлению героев [целомудрен. Саламби и легкомыслен. Муза в повести «Саламби»; истин.... Г.И. Фёдоров.