Название | Статья | Автор |
---|---|---|
Ăрăмăç | ĂРĂМĂÇ [ыръмъс’], ăрăмçă – в традиционных верованиях чувашей, человек, обладающий мифической силой; в народе его называли творцом, мудрецом, волшебником, всесильным, вещим, колдуном, знахарем, чародеем и т. д. Иногда он выступал в роли юмăç, мăчавăр, вĕрÿçĕ. Его действия, направленные на достижение Добра или Зла, представлялись в виде сотворения микрокосма и сопровождались заклинаниями, заговорами, гимнами-речитативами. Их текст часто заключал в себе формулу обращения к Аша, к-рое повторялось по 3, 5, 7, 9 раз, что было связано не только с представлениями о магической силе нечётных чисел, но и со степенью желания достичь поставленной цели. ... | А.А. Трофимов. |
Аçа курки | АÇА КУРКИ [азя кург’и] – один из ритуалов поминальной обрядности, проводится во время бдения по усопшему. Структура обряда: юпа (скульптур. образ ушедшего из жизни) помещают на том месте, где спал при жизни умерший. В передней части избы на столбе (ось мира, подпорка Неба) зажигается свеча, к-рая, по представлениям чувашей, с середины ночи до утренней зари, защищая душу усопшего, сражается со злыми духами темноты. Всем происходящим управляет Аçа с неба. Глава моления через определённый промежуток времени собравшихся у юпа угощает пивом. Перед восходом Солнца скульптур. образ выносят на улицу, устанавливают ступу-алтарь и разводят огонь. После очередного угощения пивом Апăс разбивает ковш об алтарь, что означает уничтожение злых духов, приход дня для установления памятника на могиле.... | А.А. Трофимов. |
Аçа | АÇА [азя] – в дохристианских верованиях чувашей прародитель всего сущего, супруг Ама, верховный бог, существовал ещё до создания Мира. Образ носит ярко выраженный архаический характер. Однажды поднялся на небо со страшным грохотом и остался там. В иерархии богов и их подчинённости занимает место после Турă и Пÿлĕхçĕ. Во власти А. находятся ®и®‡м (молния) и Аслати (гром). Первого заставляет сиять и освещать землю, второго греметь (стучать), а действие – ударять камнем по злому духу – А. берёт на себя. В своих намерениях выступает как покровитель и защитник Ама, Ана, всех благородных существ и человека, живущего с добрыми и чистыми мыслями. Вместе с тем он обладает и воинственностью.... | А.А. Трофимов. |
Автан сăри | АВТАН СĂРИ [авдан сър’и] (букв. петушиное пиво) – осеннее поминовение усопших у некрещёных чувашей. По традиции, устраивалось по окончании полевых работ и обмолота части урожая в сентябре в ночь на первую пятницу после полнолуния. Заранее варили пиво, причём как после поспевания сусла, так и при процеживании пива и переливании его в бочку хозяйка, прежде чем отведать, немного отливала покойникам-родственникам. В четверг днём резали петуха, пух и перья развевали по ветру; под вечер пекли блины, готовили другие кушанья (суп, кашу, выпечку). К сумеркам у стар. родственника по муж. линии собиралась родня. В избе к приоткрытой двери пододвигали стол, ставили чĕрес и миску, подавали напитки и выпечку. На стене сбоку от двери зажигали самодельные свечи по числу покойников, ушедших из этого дома.... | П.П. Фокин. |
Ака пăтти | АКА ПĂТТИ [ага пътт’и] (букв. посевная каша) – обряд по случаю завершения ярового сева. Проводился всей семьёй в поле. Для него пекли хлебцы или лепёшки из пшеничной или пшённой муки, варили кашу, яйца (по одному на каждого члена семьи), заранее припасали одно мелкое яйцо, его называли «семенным», «петушиным» (детям объясняли, что его якобы снёс петух). В поле котёл с кашей и другую еду выставляли на холщовую скатерть. Старший мужчина в полушубке, зажав под мышкой шапку, обратясь на восток, молился богу Турă и духам-покровителям пашни о ниспослании высокого урожая трёх родов хлебов (озимых, яровых зерновых и бобовых), чтобы из одного посеянного зерна уродилось тысяча зёрен, колосья были крупными, стебли толстыми; ложку каши, кусочек хлебца, «семенное» яйцо зарывал в пашне, затем приступали к еде. В 19 в. чуваши, обращён. в православие, обряд проводили в избе, скрытно от священника. На середину выдвигали стол, на него выставляли еду.... | П.П. Фокин. |
Ама | АМА – в чуваш. мифологии выступает праматерью всего сущего. Культ А. аналогичен представлениям многих древних религий. Образ не вычленен в ощутимых, конкретных деталях. Место её расположения в одном варианте – огромное пространство; существовала вечно, еще до творения Мироздания. В другом она находилась на земле, рядом с ней был Аçа. А. отречена от каких-либо действий, Аçа, наоборот, в период создания мира с шумом и грохотом поднимается ввысь [синонимы: Пĕлĕт (Тÿпе) Çĕртен уйрăлать – Небо отрывается от Земли (С собой берёт всё, что имеется на земле: воду, огонь, камни и т.д.]. После отделения Аçа от А.... | А.А. Трофимов. |
Ама курки | АМА КУРКИ [ама кург'и] – один из ритуалов поминальной обрядности, проводится в честь души женщины, уходящей в потусторонний мир, и поэтому собравшихся угощает пивом женщина. По верованиям чувашей во время обряда происходит борьба Добра со Злом в микрокосме, ради представления образа в макрокосм.... | А.А. Трофимов. |
Ана | АНА – обожествлённая пахотная земля в мифологических представлениях чувашей, выступала в образе матери земли, оплодотворяемой Небом – Аçа. Мифы рассказывают: люди видели, что Турă, спустившийся с неба, прошёлся по пашне. Имеется версия, что у А. есть богиня-мать – Анамăш, изображение к-рой во время моления в виде скульптуры помещалась в начале первой борозды. Вместе с ними на А. – пашне – обитали и злые духи Ийе, Асат, Ăншăрт, Çил ачи (сын Ветра) и т.д. Видимо, чувашская А. в образе богини плодородия восходит к религии Заратуштры. Одно из главных поучений касается занятия земледелием: человек должен обрабатывать землю и верить в её богиню.... | А.А. Трофимов. |
Анамăш | Скульптурное изображение богини «Анамăш». АНАМĂШ [анамъш] – богиня плодородия, пахотной земли (в чуваш. мифологии). Представлялась в образе женщины-матери. В скульптур. исполнении выступала в виде обнажённой фигуры. Находит параллели в зороастрийских верованиях, особенно в древнем искусстве Согды и Хорасана эпохи индо-парфян. культуры. В Музее антропологии и этнографии РАН (Санкт-Петербург) хранится скульптура богини А, зарегистрированная как йĕрĕх (18 в., обожжённая глина, покрытая бронзой).... | А.А. Трофимов. |
Ахăр самана | АХĂР САМАНА [ахър самана] – в религиозных представлениях чувашей этап жизни людей на земле и Мироздания, термин, означающий «время перед концом мира», «конец света», «светопреставление», «последнее время перед концом мира». Повествование о светопреставлении со страшным судом нашло место у многих народов. Некоторые исследователи считают, что общим идеологизирован. источником глобального распространения этого сложного понятия в развитии человечества был зороастризм, из которого были заимствованы важнейшие доктрины древнеиран. пророка, среди к-рых конец мира, фигура спасителя и др. явились одними из главных. По учению Заратуштры, на земле идёт вселенское противоборство Добра и Зла. Пространство времени состоит из трёх этапов – «Творение», «Смешение» и «Разделение». На последнем этапе, перед высшим всеобщим блаженством и воскрешением мёртвых, произойдёт Последний суд – разделение праведных от грешных. Будет гореть земля, и расплавленный металл потечёт раскалённой рекой.... | А.А. Трофимов. |
Ахрат | АХРАТ – в традиционных верованиях чувашей место определения поведения усопших по пути в потусторонний мир. Располагается на возвышенном месте вблизи кладбища (масар, çăва) у реки, оврага или специально вырытой канавки.... | А.А. Трофимов. |
Ахрат варĕ | АХРАТ ВАРĔ [ахрат вар’ь], Ахрат çырми – в традиционной чувашской вере овраг, река или канавка, их символизирующая, – ограждения, защищающие Ахрат. Через реку или канавку строят мост Синави (Шинави), по к-рому переносят усопшего, а осенью – скульптур. изображение юпа (его образ). У оврага разводят огонь, поднимают знамёна, читают молитвы, играют на скрипках, угощают усопшего, поминают предков. Здесь определяется судьба уходящего в иной мир. ... | А.А. Трофимов. |
Аша | АША [ажа] – синкретизированное понятие в религии некрещёных чувашей, заключающее в себе: прорицатель судьбы (как дух), покровитель всего сущего (как самостоятельное божество, но не ярко выраженным образом), божественная сила, правящая природой, мирозданием, жизнью, человеком, порядком, праведностью, чистотой, благополучием. В А. особое место занимало нравственно-этическое и социальное содержание. Противостоящей А. силой зла являлась Трахха. По мнению некоторых исследователей, чуваш. мифологич. понятие А. восходит к представлениям древнеиран. религии.... | А.А. Трофимов. |
Ашапатман | АШАПАТМАН [ажабатман] – мифологический персонаж [властелин, жрец, почитаемый в обществе человек, обладающий пророческим даром оказывать воздействие на людей, на окружающий мир своим «святым, благим, истинным, правдивым» (Аша) словом], обожествлённое лицо или канонизированный образ (подвергшийся в древние времена историзации). В нём содержится имя конкретного деятеля или человека знатного рода, преданно распространявшего учение, основанное на триаде народной этики: «благие мысли, благие речи, благие дела» – слова или мысли благопожелания, бытующие в устной форме, речь и желаемое или свершившееся дело. Ашапатман карчăкĕ – антропоморфич. мифич. существо, используемое в текстовой формуле наговора ăрăмăç и юмăç как глав. образ (старуха со светлыми, серебряными распущен. волосами, одним глазом, единствен. золотым зубом и т.д. Она является издалека: из-за морей, лесов и гор). В создании Добра ей помогают Мать огня, Мать воды и т.д.... | А.А. Трофимов. |
Вупкăн | ВУПКĂН [вупкън] – злой дух неопределённого облика (чёрный и бесформенный). Чуваши полагали, что В. насылает мор, падёж скота, психич. расстройство, заболевания. В овраге (нечистом месте) они устраивали моление с жертвенной пищей – пшённой кашей на масле, супом из мяса трёх баранов чёрной масти, сваренным в трёх котлах. Шкуры, кости и остатки еды закапывали. В молитве, обращённой к В. и его родителям, просили очистить селение от болезней, самих уйти на все четыре стороны Вселенной. Считалось, что В. можно отвести обманом, заманив во внутрь трубчатой кости, в берлогу и т.п.... | П.П. Фокин. |
Вутăш | ВУТĂШ [вудъш] – дух, обитающий в воде (шыв В.). Образ В. представлялся, в частности, в виде женщины, сидящей до восхода солнца или перед закатом на берегу и расчёсывающей длинные волосы. Воздействием В. объяснялись болезни и бедствия (напр., размывание плотины). Чтобы избежать его вредного воздействия, полагалось приносить в дар В. продукты или пряди нити. Когда брали воду родника, благодарили В. По поверьям, за небрежное отношение к источнику, за неподобающее поведение В. высушивал родники, насылал кашель.... | Г.Б. Матвеев. |
Животноводства божества и духи | ЖИВОТНОВОДСТВА БОЖЕСТВА И ДУХИ – по традицион. представлениям чувашей обеспечивали благополучие домашнего скота; в их честь периодически совершали моления с жертвоприношениями. Нек-рые обряды проводились всем селением, но большая часть – отдельной семьёй с приглашением родни. По чуваш. мифологии, животные и птицы являются творениями верховного бога Турă (животных он наделил даром «видеть насквозь», т.е., в отличие от человека, узреть злых духов), отдельные – Шуйттана. Так, Турµ сотворил корову, а подражавший ему Шуйттан вылепил козу. В молитвах просили у Турµ ниспослать семье и скоту благополучие, у Пÿлĕхçĕ – изобилия, у Пихампара – покровительства и уберечь скот от диких зверей. Чуваши считали, что божество Выльµх-ч‡рл‡х ®уратан турµ порождает живность, старший дух скотного двора Карта йыш заботится о животных, ему помогают служители – духи Карта тивлеч‡ (благополучия хлева), Карта ник‡с‡ (основы двора), Карта сыхчи (оберегающий скотный двор). Полагали, что благополучие живности обеспечивает Карта перекеч‡ (берегиня), а у двора в целом (или даже у каждого хлева) имелся хозяин Карта ийи. По представлениям чувашей, животным покровительствовали также жилища божества и духи – Хĕрт-сурт, Кил ®‡лен‡, Пирĕшти.... | П.П. Фокин |
Жилища божества и духи | ЖИЛИЩА БОЖЕСТВА И ДУХИ – по традицион. представлениям чувашей оберегали дом, жилое пространство и их обитателей от воздействия враждебных сил; способствовали созданию и сохранению благоприятной семейной атмосферы; их отношение к жилищу и семье зависело от моральных качеств хозяев. В обрядовой сфере роль многих Ж.б. и д. была несколько затенена. Место, занимаемое избой, постройками, двором, охранял дух ©‡р ху®и (ийи), хозяин территории. Перед обоснованием на новом участке семья застройщика проводила моление с жертвенной пищей с просьбой позволить занять территорию, ниспослать семье благополучие, принять будущих обитателей под покровительство. Считалось, что с началом строительства дом находится под защитой божеств ©урт ®уратакан турµ, созидающего строение; его матери Ама, духов ©урт тµвакан (покровителя строительства); ©урт тµхта®и (удерживающего дом на возводимом месте); ©урт к‡т™®®и, присматривающего за домом; ©урт сыхчи (страж дома); ©урт ник‡с‡, или Ник‡с тытакан, держащего основу, фундамент; последнему посвящался один из строительных обрядов ник‡с пµтти. Полагали, что семейство духов дома Кил йыш‡ оберегает и опекает каждое отдельное жилище: Кил ху®и изгоняет воров, с супругой караулит пиво, хранящееся в погребе; Кил перекеч‡ способствует бережливости, изобилию; Кил вуч‡ поддерживает огонь в очаге; Кил ®‡лен‡ (домашний змий) охраняет дом от нечисти и недругов; Кил тымар‡ способствует основательности дома и преемственности поколений; Кил кайµк‡ – птица трудолюбия, её называли также Куйкăрăш. От пожара оберегает также Кµмака амµш‡ – мать печи; она согревает дом, семью.... | П.П. Фокин |