-

Обзор статей

Название Статья Автор
«Сăрнайпа палнай»

«СĂРНАЙПА ПАЛНАЙ» (Сарнай и палнай) – первое сочинение для симфонического оркестра в чувашской музыке, создано Ф.П. Павловым в 1928. Оригинальная партитура утеряна, сохранилась автор. рукопись для рояля в 4 руки с примечанием: «Переложено с партитуры для большого симфонического оркестра». Произведение отличают яркая характеристичность, сочность народ. образов, картинность и живописность звучания. Имеющееся на титуле опре­деление «балетная фантазия» указывает на театрально-хореографич. природу замысла. Первая тема фантазии – народ. наигрыш, исполнявшийся на волынке сăрнай. Во второй теме композитор подражает звучанию старин. народ. инструмента палнай. В сред. части, рисующей плавный девичий танец, использована авторская мелодия песни «Çĕнĕ так­максем» (Новые частушки). Произведение исполняется в оркестровых версиях С.И. Габера, В.А. Важорова, Э.Г. Борисова и М.Н. Яклашкина.

Подобно «Камаринской» М.И. Глинки и «Славянским танцам» А. Дворжака, фантазия «С.п.» явилась истоком для формирования чуваш. национал. симфонизма, открыв его жанрово-характеристическую линию. В этом произведении Ф.П. Павлов утвердил принципы отбора музыкал. материала, метод вариантно-вариацион. развития, образ. трансформацию тематизма, к-рые получили продолжение и развитие в симфонич. творчестве его последователей. Контраст­ные сопоставления разделов фантазии указали путь к оркестровым цикличе­ским формам – сюите, симфонии, концерту.

С.И. Макарова.
«Сад и огород»

«САД И ОГОРОД» – ежемесячная газета. Издавалась Чуваш. республикан. обществом садоводов с января 1990 по сентябрь 1991 тиражом до 20000 экз. В феврале 1995 издание газеты возобновлено. Публикует полез. советы и рекомендации по вопросам садоводства и огородничества. Большое внимание уделяется информации о семенах, новых сортах овощ., цветоч. культур и гибридов. Учредитель и глав. редактор Э.Е. Волков. Тираж 500 экз. (2009).

И.Ю. Капитонова.
«Самант»

«САМАНТ» (Миг)  ежемесячный журнал для старше­классников и молодёжи, выходит на чувашском языке (Чебоксары). Учредители – Мин-во информацион. политики и массовых коммуникаций Чуваш. Респ., издательский дом «Хыпар». Из­даётся с октября 2003, является продолжателем традиций журнала «Çил­­çунат» (по декабрь 1991 «Хатĕр пул»). Публикуются статьи и материалы в основном позна­вател. характера. Директор – глав. редактор М.М. Арланов, редактор – В.В. Степанов. Тираж ок. 1000 экз. (2015).

Д.В. Тимофеева.
«Самар ен»

«САМАР ЕН» (Самарский край) – еженедельная Самарская областная чувашская газета, выходит на русском и чувашском языках. Издаётся с 16 мая 1995. Освещает общественно-политич. и культурную жизнь чуваш. народа и чуваш. диаспоры Самар. обл. Учредите­ли – Шенталин., Челно-Вершин., Исаклин. район. администрации, Самар. областное культурное общество «Пе­хиль». Глав. редактор Н.В. Давыдов. Тираж 1100 экз. (2015).

И.Ю. Капитонова.
«Связьинформ»

«СВЯЗЬИНФОРМ» – см. Филиал «ВолгаТелеком».

«Святой Покров»

«СВЯТОЙ ПОКРОВ» – православная газета, издаётся с января 2007 в Чебоксарах. Выходит 2 раза (до июля 2008 – 1 раз) в месяц. Публикуются статьи о священнослужителях и верующих, о мероприятиях, проводимых православной церковью и т.д. Учредитель – некоммерческое партнёрство «Светоч». Глав. редактор Л.П. Васильева. Тираж 500 экз. (2021).

И.Я. Углёва.
«Сельские зори»

«СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ» – творческая бригада художников. Организатор и руководитель Н.П. Карачарсков. В её основной состав вошли извест. чуваш. живописцы и графики: В.С. Семёнов, В.Л. Немцев, Е.А. Вдовичева (1971), П.Г. Григорьев-Савушкин, А.М. Спиридонова, Э.М. Юрьев (1976). Первым базовым хозяйством для мастеров искусства стал колхоз «Гвардеец» Батырев. р-на. Ряд полотен Н.П. Карачарскова серии «Мы из «Гвардейца» (1971–76) экспонировался на зонал. выставке «Большая Волга» (г. Горький, 1974); произведения «Трактористы» и «Мария Кузнецова – мать героя» на выставке «Советская Россия – IV» (Москва, 1975) отмечены 2-й премией Мин-ва культуры РСФСР. В полную мощь члены творч. бригады заявили о себе в колхозе «Янгорчино» Вурнар. р-на. Всесторон. отражение сел. тема нашла в серии картин и портретов «Люди колхоза «Янгорчино» Н.П. Карачарскова (1976–88). Тематич. произведения этой серии «На полях Чувашии», «Победители. 9 Мая в Янгорчино» и портреты янгорчинцев демонстрировались на всеросс. и всесоюз. выставках 1970–80-х гг. В Янгорчино создана картин. галерея, в к-рой насчитывается более 300 произведений живописи и графики, в т.ч. 92 живопис. порт­рета ветеранов Граждан. и Вел. Отечеств. войн, написанных Н.П. Карачарсковым, В.Л. Немцевым, В.С. Семёновым, П.Г. Григорьевым-Савушкиным и Э.М. Юрьевым. В.С. Семёнов, работая в ряде колхозов республики, создал картины и портреты «В колхозном саду» (1971), «Уборка хмеля» (1974), «Молодая хозяйка» (1977), «В день рождения Марфы Григорьевны» (1979), «На току», «Первая трактористка Чувашии В.П. Кузнецова» (1980), «Анна Ивановна – почётная колхозница колхоза «Янгорчино» (1982) и др. Все эти полотна отражают деревен. жизнь и психологию селян. В.Л. Немцев в этот период написал эпический пейзаж «Моя Родина» (1971), програм. натюрморты «Чувашская старина» (1973), «Натюрморт с хушпу» (1974), «Калина красная», портрет-картину «Озеленитель оврагов» (1975), портреты «Колхозница Екатерина Семёнова» (1977) и «Молодая колхозница Люба Рыбакова» (1985), экспонировавшиеся на крупнейших выставках страны. Проникновенные пейзажи-картины, воспевающие характер. уголки чуваш. деревень, создала Е.А. Вдовичева: «Ольховое кружево» (1971), «Пейзаж с красным трактором» (1974), «На водопое» (1977), «Пруд в Янгорчино» (1979), «Родная земля», «Ромашки. Золотое поле» (1985). П.Г. Григорьев-Савушкин исполнил большую серию станковых рисунков, посвящён. янгорчинцам (1976–80), картины «На свадьбе в Янгорчино» (1980), «Едет свадьба» (1984). А.М. Спиридонова создала запоминающиеся полотна «Пруд в Янгорчино» (1980) и «Русская печь» (1985). Э.М. Юрьев – пейзаж. холсты «Весна в Янгорчино» (1980) и «Янгорчино. Пора сенокосная» (1990). Благодаря деятельности бригады «С.з.» в целом ряде колхозов республики были созданы народ. картин. галереи, стараниями Н.П. Карачарскова они пополнялись оригинал. произведениями мастеров совет. искусства.

Ю.В. Викторов.
«Сеспель»
Кадр из фильма «Сеспель». В роли Сеспеля - И.А. Дмитриев, Рыжкова - В.С. Шульгин. 1970.
Кадр из фильма «Сеспель». В роли Сеспеля - И.А. Дмитриев, Рыжкова - В.С. Шульгин. 1970.

«СЕСПЕЛЬ» – полнометражный художественный фильм о поэте-революционере М.К. Сеспеле. Производство Ки­ев. киностудии им. А.П. Довженко (1970). Выпущен в широкоэкран. и обыч. форматах. Фильм чёрно-белый в 9 частях, продолжительность демонстрации 1 час 31 минута. Автор сценария Ю.О. Збанацкий, режиссёр-постановщик В.А. Савельев, оператор-постановщик Ф.И. Гилевич, художник-поста­новщик А.Т. Добролежа, композитор Р.С. Леденёв, звукооператор Н. Медведев. В ролях И.А. Дмитриев (Сеспель), Н.Н. Терентьева (Туся), В.Н. Мирошниченко (Фёдор), В.Н. Бурмистров (Миронов), Б.Н. Бурундуков (Панин), О.И. Ырзем (Баба), В.С. Шульгин (Рыжков). Премьера состоялась 28 января 1971 в кинотеатре «Родина» в Чебоксарах.

Сюжет построен на событиях из жизни поэта, происходивших в 1920–22 в Чебоксарах, Крыму, г. Остёр. Фильм с интересом был встречен зрителями и имел положител. отзывы в прессе.

За постановку фильма членам творч. группы в 1971 присвоены почёт. звания: режиссёру В.А. Савельеву «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР», актёру В.Н. Мирошниченко «Заслуженный артист Чувашской АССР».

В.Н. Алексеев.
«Симбирские губернские ведомости»

«СИМБИРСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» газета, орган Симбирского губернского правления. Издавалась с 1 января 1838 еженедельно, с сер. 1865 – 3 раза в неделю, с 1869 – 2 ра­за. Первое время состояла из официал. части (отдела), где печатались указы, циркуляры, распоряжения правительства, мест. администрации и др., и «прибавлений» с перепечатками статей хозяй­ственно-практич. содержания, част­ны­ми объявлениями и т.п. (с 1845 – не­офи­циал. часть с материалами по мест. экономике и истории). Публиковались также статьи по истории рус. и чуваш. селе­ний на территории Чувашии, по вопросам развития крестьян. промыслов в Ала­тыр., Буин. и Курмыш. уездах, по чуваш. этнографии М.В. Арнольдова, Ф. Доб­ро­мыслова, П.М. Мальхова, Д.Н. Орлова, С.Д. Орлова, Н.М. Охотникова, А. Пантусова, И.Н. Юркина и др., по истории народ. образования Чувашии и чуваш. народа И.Я. Яковлева и др., а также статистич. и иные материалы, имеющие отношение к истории и культуре Чувашии. Редакторами неофициал. части в разное время были М.В. Арнольдов, Д.А. Горчаков, А.Н. Мальковский, П.В. Тихомиров и др. В виде приложений к официал. отделу были напечатаны сметы доходов и расходов Буин. земства, отчёты Алатыр. общества взаимного кредита, списки лиц по выборам в земские гласные, в Государствен. думу и др. источники, представляющие историко-краевед. интерес. Закрыта в 1917.

Ю.В. Гусаров.
«Сказки и предания чуваш»
Обложка книги «Сказки и предания чуваш»
Обложка книги «Сказки и предания чуваш»

«СКАЗКИ И ПРЕДАНИЯ ЧУВАШ», «Чăваш халлапĕсем» (Симбирск, 1908) – первая антология чувашской литературы, составленная и изданная И.Я. Яковлевым к 40-летию Сим­бирской чувашской школы. В книгу вошли 10 оригинал. произведений чуваш. литературы последней четверти 19 и нач. 20 вв.: стихотворная притча «Икĕ хĕр» (Две дочери), баллады «Тимĕр тылă» (Железная мялка), «Тăлăх арăм» (Вдова), поэма «Нарспи», сочинённые К.В. Ивановым, стихотвор. быль «Ăслă суеçĕ» (Умный лжец), стихотворение «Хунар çути» (Свет фонаря), поэма «Хитре Чĕкеç» (Красавица Чегесь), «Янтрак янтравĕ» (Шумиха, затеянная Яндраком), «Вĕре çĕлен» (Змей-соблазнитель) Н.В. Шубоссинни, поэма «Арçури» (Леший) М.Ф. Фёдорова.

Будучи изданием Православ. миссионер. общества, книга вышла как сборник фольклор. текстов. После оглавления следовало примечание: «1, 2, 3 и 8 записаны в Белебеевском уезде и изложены К.В. Ивановым, 4, 5, 6, 7 и 9 записаны в Чебоксарском уезде и изложены Н. Васильевым и 10 легенда записана в Чебоксарском же уезде и изложена покойным М. Фёдоровым, учителем-инспектором Царёвококшайского город­ского училища. При печатании послед­ней легенды имелось два текста, несколько между собою различающиеся, приняты во внимание оба текста». По воспоминаниям Н.В. Шубоссинни, редактором сборника был Ф.Д. Данилов, к-рый, стремясь придать нейтрал. стиль, изменил автор. ритмическую структуру стихотвор. строк в произведениях. В издании собрания сочинений К.В. Иванова 1958 учтена строфическая, а в издании 1990 и ритмическая первооснова поэмы «Нарспи». Исследователями также выявлены и опубликованы несколько редакций поэмы «Леший», в т.ч. упомянутые в примечании «С. и п.ч.».

В.Г. Родионов.