Название | Статья | Автор |
---|---|---|
«Акатуй» | Ю.А. Зайцев. "Акатуй". 1935. «АКАТУЙ» – произведение чувашского изобразительного искусства. Холст, масло. 139,5(196,5). Собственность Чуваш. государствен. художествен.... | Ю.В. Викторов. |
«Большая Волга» | Открытие зональной выставки "Большая Волга". Чебоксары. 1985. «БОЛЬШАЯ ВОЛГА» – зональная тематическая художествен. выставка (1964–91), региональная художествен. выставка (с 1998). Подготовка к проведению зонал. выставок началась в 1960 после учредител. съезда и создания Союза художников Росс. Фед.... | Ю.В. Викторов. |
«Здравствуй, Земля!» | Н.В. Овчинников. "Здравствуй, Земля!" 1964. «ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ!» (1963. Холст, масло. 180×250) – картина, написанная Н.В. Овчинниковым, хранится в ЧГХМ. Посвящена лётчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза А.Г. Николаеву. Замысел полотна появился в августе 1962 во время первого полёта А.Г.... | Ю.В. Викторов. |
«Матери» | Ю.А. Зайцев. «Матери».1969. «МАТЕРИ» – живописное произведение Ю.А. Зайцева (1969. Холст, масло. 70×82). Хранится в Чуваш. государствен. художествен.... | Г.Н. Иванов-Орков. |
«Мир этих глаз. Геннадий Айги и его художественное окружение» | «МИР ЭТИХ ГЛАЗ. ГЕННАДИЙ АЙГИ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ» – две международные художественные выставки, состоявшиеся в 1994 и 1997–98, и одноимённый альбом-каталог (Чебоксары, 1997). 1-я выставка прошла в залах Чуваш. национал. музея в 1994 (автор проекта и организатор О.А. Улангин), где экспонировались произведения авангард. искусства 55 авторов из России, Германии, Франции, Польши, Швеции, Югославии, Японии, Голландии и Грузии. На выставке «Мир этих глаз-2» были представлены более 1000 произведений живописи, графики, декоративно-приклад. искусства, фотографии и скульптуры художников региона Сред. Волги, ближнего и дальнего зарубежья, показана почти вся обшир.... | А.И. Мордвинова. |
«Невеста» | М.С. Спиридонов. «Невеста». 1960. «НЕВЕСТА» – живописное произведение, созданное М.С. Спиридоновым. С 1956 по 1960 было написано 4 варианта картины, из к-рых наибольшим художествен. совершенством и психологич. глубиной образа отличается последний, с изображением чуваш. девушки в традицион.... | Г.Н. Иванов-Орков. |
«Песня» | «ПЕСНЯ» – картина П.Г. Кипарисова (холст, масло. 135х167). Написана в качестве диплом. работы, защищена в 1955 в Ленинград. институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Картину включили в постоян. экспозицию Научно-исследовател.... | Ю.В. Викторов. |
«Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню» | Н.К. Сверчков. «Приезд А.С. Пушкина в чувашскую деревню». 1952. «ПРИЕЗД А.С. ПУШКИНА В ЧУВАШСКУЮ ДЕРЕВНЮ» (1952. Холст, масло. 150×200) – картина, написанная Н.К. Сверчковым, хранится в Чуваш.... | Ю.В. Викторов. |
«Пузырист» | М.С. Спиридонов. «Пузырист». 1927. «ПУЗЫРИСТ» – портрет-картина, созданная М.С. Спиридоновым в 1927 (холст, масло. 100×70. Чуваш. государствен. художествен.... | Ю.В. Викторов. |
«Сельские зори» | «СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ» – творческая бригада художников. Организатор и руководитель Н.П. Карачарсков. В её основной состав вошли извест. чуваш. живописцы и графики: В.С. Семёнов, В.Л. Немцев, Е.А. Вдовичева (1971), П.Г. Григорьев-Савушкин, А.М.... | Ю.В. Викторов. |
«Чувашский праздник» | «ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК» (название условное) – живописная картина неизвестного художника кон. 18 – нач. 19 вв., изображающая многолюдную праздничную сцену (холст, масло; 50×60; этнографич. музей Казан. государствен. университета). Выявлена и атрибутирована в нач. 1990-х гг. Г.Н. Орковым, в 1992–93 экспонировалась на выставках в ЧГХМ, позже на тематич.... | Г.Н. Иванов. |
Авангардизм | АВАНГАРДИЗМ (от франц. avant-garde, от avant – передовой и garde – отряд) – условное наименование художественно-литературных движений, концепций, идей, творчества отдельных мастеров 20 в., для к-рых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися академическими принципами и традициями, поиски новых средств выражения и содержания произведений. Новации А. часто основаны на последних достижениях науки и техники. В рус. художествен. критике термин А. впервые применил А. Бенуа. «Классический» русский авангард нач.... | А.П. Хузангай, А.И. Мордвинова, М.Г. Кондратьев. |
Академия художеств | АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ – учреждение творчески-научного или учебного характера. Первые А.х. возникли в европейских странах – в кон. 16 в. в Италии, в 17 в. во Франции и т.д. Российская А.х. основана в 1757 в Петербурге по проекту И.И. Шувалова как «Академия трёх знатнейших художеств» (живописи, скульптуры и архитектуры). В 1764 преобразована в Императорскую А.х.... | Ю.В. Викторов. |
Акварель | Д.И. Архангельский. «Церковь Воскресения. Чебоксары». 1925. А.А. Ефейкина. «Цветы из леса». 1980. АКВАРЕЛЬ (франц.... | А.И. Мордвинова. |
Анималистический жанр | АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal – животное) – область изобразительного искусства, посвящённого изображению животных в живописи, скульптуре и графике. А.ж. сочетает в себе естественно-науч. и художествен. начала. Изображение животных имеет место в иллюстрациях художников В.И. Агеева, В.Е. Емельянова, В.Г. Бритвина и др., художником-анималистом в Чувашии можно считать скульптора С.А.Плешкова.... | А.И. Мордвинова. |
Ансамбль архитектурный | АНСАМБЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ – см. Красная площадь, Площадь Республики.... | |
Арка триумфальная «Красные ворота» | Арка триумфальная «Красные ворота» на Красной площади. Чебоксары. 1924. АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ «КРАСНЫЕ ВОРОТА» (строение носило несколько названий: «Триумфальные ворота», «Триумфальная арка», «Ворота Октября» и «Красные ворота») – одно из первых произведений архитектуры советского времени, возведённое в Чуваш. Респ. Открыта 7 ноября 1924 в Чебоксарах к годовщине революции (разобрана в 1930). Примерные размеры: высота – 20 м, длина – 20–25 м, ширина – 5 м. Материал – предположительно дуб, липа. Автор проекта и мастера неизвестны, сохранились лишь фотография и краткие упоминания в литературе. Сооружение на каркас.... | А.А. Трофимов. |
Архаика | АРХАИКА (от греч. archaпkos – древний) – тот или иной тип искусства на древнем, наиболее раннем этапе своего развития в разные исторические эпохи. Своя А. была в египет. искусстве, в античности, средневековье и т.д. В более широком смысле означает изначальное, несформировавшееся полностью, предполагающее дальнейшее усложнение художествен. языка. Многие проявления народного, примитивного творчества архаичны в сравнении с художествен. стилями европ. искусства.... | А.И. Мордвинова. |