-
Название Статья Автор
«Берёзка» Торговый комплекс "Ярмарка". Чебоксары. 2006. «БЕРЁЗКА» – крупнейшая в республике торгово-промышлен. компания, основанная в 1994 В.Ф. Ермолаевым. Являлась закрытым акционер. обществом, объединяющим сеть магазинов. Всего на долю сети магазинов «Б.» приходилось 10% рознич. рынка Чебоксар.... З.А. Трифонова.
Биржа БИРЖА – организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок, на к-ром совершается торговля ценными бумагами (фондовая Б.), валютой по стандарт. лотам (валютная Б.) или оптовая торговля товарами по стандартам и образцам (товарная Б.). Первые Б. появились в Европе в 15–16 вв., в России была открыта в Петербурге (1703). В Чуваш. Респ. с 1992 действовали Чуваш. республикан. универсал. Б., Межрегионал.... Т.И. Петрова.
Внешнеэкономические связи ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ включают экспорт-импорт товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы. Преобладающую роль играет внешняя торговля, к-рая совершается со странами дальнего и ближнего зарубежья. В 2012 внешнеторговый оборот Чуваш. Респ. составил 460263,4 тыс. долл. США, или 295,3% к уровню 1996. С 1996 по 2010 сальдо внешнеторгового баланса имело положительное значение (за исключением 1997–98): 6,3% в 1996; 22,4% в 2005. С 2011 оно стало отрицательным: если в 2010 сальдо внешнеторгового баланса составляло 64,5 млн долл. США, то в 2011 -435,4, в 2012 -243,1 млн долл. США.  В Чувашии наметилась устойчивая тенденция увеличения доли экспорта в ВРП (несколько ниже, чем в других регионах Приволж.... Т.В. Погодина.
Естественная монополия ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ – состояние товарного рынка, при к-ром удовлетворение спроса в силу технологич. особенностей производства более эффективно в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами Е.м., не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Правовое регулирование Е.м. осуществляется нор­мами федерального закона Росс. Фед. от 19 июля 1995 №147–ФЗ «О естест­венных монополиях», в соответствии с к-рыми субъектами Е.м. признаются юридич. лица, занятые производством или реализацией товаров в условиях Е.м. Сферами Е.м. являются транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистрал.... Т.И. Петрова.
Импорт ИМПОРТ – ввоз из-за границы с целью реализации на внутреннем рынке товаров, работ и услуг. Общая величина И. в Чуваш. Респ. в 2006 составила 88,1 млн долл. США (в 2005 – 84,4 млн долл.;  2004 – 74,4; 2003 – 47,4; 2002 – 56,4; 2001 – 68,0; 2000 – 54,9 млн долл.). В товарной структуре И. в 2006 основное место занимали продукция нефтехимич. комплекса – 50,8% (в 2005 – 52,5; 2004 – 52,7; 2003 – 61,1; 2002 – 62,5; 2001 – 48,8; 2000 – 46,5%) и продукция машиностроения – 35,2% от всего объёма И. (в 2005 – 40,4; 2004 – 43,0; 2003 – 34,1; 2002 – 28,7; 2001 – 42,4; 2000 – 35,6%).... А.Е. Щёголев.
Кооперация потребительская Сельский магазин Большесундырского райпо. 1999. Колонна автолавок Ядринского райпотребсоюза. 1968. КООПЕРАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ – вид кооперации, объединяющей потребителей для совмест. закупок, производства потребител. товаров и по­следующей продажи их своим членам и населению. В Чувашии К.п. возникла в кон. 19 в.: в 1893 образовано Алатыр­ское потребительское общество железнодорожных мастерских, в 1897 – потребител.... Е.В. Касимов.
Оптовая торговля ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ – совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров крупными партиями в целях их перепродажи юридическим и физическим лицам, занимающимся предпри-нимательской де-ятельностью без образования юридического лица для производительного использования (О.т. товарами производственно-технического назначения) или реализации населению через систему розничной сети (О.т. товарами народного потребления). Торговля осуществляется как организациями О.т., так и предприятиями и организациями других видов деятельности. Формы О.т.: прямая, через посредников, путём заключения сделок на товар. биржах. В качестве посредников выступают организации – дилеры, дистрибьюторы, комиссионеры, агенты, брокеры. Оборот О.т. Чуваш. Респ.... А.В. Яковлева.
Потребительский рынок Таблица ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК – совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг для личного потребления населения или использования их в домашнем хозяйстве. Оборот П.р. включает в себя оборот оптовой торговли и розничной торговли, общественного питания и плат. услуг населению. Оборот рознич. торговли в 2007 имел следующую структуру: продовольствен. товары – 48,5%, непродовольствен. товары – 51,5%. Плат. услуги включают в себя бытовые, транспорт., связи, жилищ., коммунал., культуры, туристич., гостиниц и аналогич.... А.В. Яковлева.
Розничная торговля РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ – совокупность отношений между торгующими организациями и населением по купле-продаже за наличный расчёт товаров личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Оборот Р.т. отражает фактич. выручку торгующих организаций от продажи товаров населению, выручку организаций других видов деятельности, осуществляющих продажу населению товаров через собствен. торговые заведения или с оплатой через свою кассу, продажу товаров индивидуал. предпринимателями и физич. лицами на рознич. рынках и ярмарках. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот Р.т. в полном объёме.... А.В. Яковлева.
Страхование СТРАХОВАНИЕ – система мер по со­з­данию специального фонда, из средств которого возмещается ущерб, связанный с наступлением определённых событий (стихийное бедствие, болезнь, несчастный случай и т.д.). В России С. ведёт начало с 1765, когда было создано «Рижское общество взаимного страхования от пожаров». В других росс. городах в 18 в. С. отсутствовало. В 1827 учреждено «Первое Российское от огня страховое общество», в 1835 – «Второе Российское от огня страховое общество», в 1846 – товарищество «Саламандра». Последнее проводило операции по С. от огня и на территории Чебоксар., Цивил.... С.Н. Кодыбайкин, Н.А. Тарасова.
Сфера обращения СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ – стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления, а также обусловленное товарообменными процессами денежное обращение, управляе­мое законами денежного обращения. С.о. включает в себя: 1) товародвижение в форме прямых отправок товаров предприятиями-изготовителями потребителям (или прямой сбыт готовой продукции, или прямая форма оптовой торговли между предприятиями-поставщиками и потребителями). В статистике данный показатель определяется как объём отгружен. товаров собствен. производства, к-рые произведены юридич. лицом и фактически отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридич. и физич. лицам) в отчёт. периоде, независимо от того, поступили деньги на счёт продавца или нет; 2) обращение товаров, осуществляемое предприятиями и организациями торговли; 3) деятельность снабженческо-сбытовых сельскохозяйствен.... А.В. Яковлева.
Сфера обслуживания Таблица СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ, сфера услуг – совокупность видов деятельности по оказанию услуг материального и нематериального характера, результатом к-рой является не вещь, а удовлетворение определён. потребностей человека, коллективов, предприятий и организаций. К материал. относят услуги грузового транспорта, производствен. связи, материально-технич. снабжения и сбыта, торговли, обществен. питания, услуги по изготовлению и ремонту обуви, одежды, предметов культурно-бытового назначения, затраты на выполнение к-рых входят состав. частью в стоимость определён. товара. К нематериал.... А.В. Яковлева.
Торговля Таблицы 1, 2. Магазин Ядринского райпо. 2010. Магазин Кугесьского сельпо. Чебоксарский район. 1931.     ТОРГОВЛЯ – деятельность, связанная с реализацией товаров путём их купли-продажи. Осущест­вляется предприятиями оптовой торговли, розничной торговли и общественного питания, индивидуальными лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, товарными биржами, а также неторгующими организациями.      В Волжской Болгарии были развиты как внутренняя, так и транзитно-посредническая Т. На внутреннем рынке реализовывалась основная часть продукции местных ремесленников и привозные, в особенности восточные товары: металлические изделия, шёлковые и др.... А.В. Яковлева, В.Д. Димитриев, Т.В. Погодина, С.Н. Кодыбайкин.
Торговля яйцами и мясом птицы      ТОРГОВЛЯ ЯЙЦАМИ И МЯСОМ ПТИЦЫ – вид торговли, динамично развивавшийся на территории совре­-мен. Чувашии в кон. 19 – нач. 20 вв. Традиционно продукция птицеводства (яй­ца, мясо, пух, перо) поступала от­сюда на внутрен. рынок (Казань, Нижний Новгород, С.-Петербург, Москва), с 1880-х гг. также на экспорт (Англия, Германия, Франция и др. страны). В пореформен. период объёмы вывоза яиц постоянно росли и достигли пика к 1913 (ок.... Ю.В. Гусаров.
Ярмарки Цивильская ярмарка. Фото 2011. В.П. Бычков. "У карусели". 1908.     ЯРМАРКИ (немец. Jahrmarkt – ежегодный рынок) – торги, рынки товаров, организуемые регулярно в определённом месте, сезонная распродажа товаров одного или многих видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье.... С.Н. Кодыбайкин, В.Д. Димитриев.