-
Название Статья Автор
«Адресная папка» Адресная папка И.Я. Яковлеву. «АДРЕСНАЯ ПАПКА» – одно из пер­вых произведений чувашского декоративно-прикладного искусства, созданного на профессиональной основе. В произведении удачно найдена связь древнего орнамента с формой нового предмета. Вышита шёлковыми нитками по холсту катан пир; использована шёлковая нашивка. Швы: односторонний гладьевой, контурный, набор. Композиция, цветовое сочетание и техника исполнения заимствованы с узоров платков жениха. Надпись переводится: «Нашему Ивану Яковлевичу. 1868–1908». Папка вышита ученицами Симбир.... А.А. Трофимов.
Батик БАТИК (от малайск. – «рисование горячим воском») – техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Узор на ткань наносится растопленным воском, а незакрытые участки полотна покрываются краской. Время зарождения неизвестно, предположительно первые века н. э., по другим данным – 14 в. Наивысшего расцвета Б. достиг в 17 в. на Яве. В России Б. появился в 1920-е гг., но получил распространение только в 1970-х гг.... А.А. Малинина.
Витраж ВИТРАЖ (от франц. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – произведение декоратив. искусства, выполнен. из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитан. на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка или панно). Цветные В. создают богатую игру окрашен. света и влияют на эмоционал. выразительность интерьера.... И.П. Меньшикова.
Вышивка Полотенце и настольные салфетки. Е.И. Ефремова. Фабрика «Паха тĕрĕ». 1969. Женская головная повязка сурпан верховых чувашей. Начало 20 в. Набедренное украшение яркăч низовых чувашей. 18 в. ВЫШИВКА – вид декоративно-прикладного искусства.... А.А. Трофимов.
Гобелен Р.Ф. Терюкалова. «Чувашия». 1984. ГОБЕЛЕН (от франц. gobeµlin) – тканый ковёр ручной работы высокого художествен. качества. Предназначался для украшения стен. Г. производились в Париже на так наз.... А.А. Малинина.
Декоративно-прикладное искусство Чувашии А.И. Ильбекова. Шерстяной палас. 1978. В.А. Минеева. Тканые дорожки. 1970-е гг. О.А. Дуняк.... Ю.В. Викторов.
Игрушки Игрушки из соломы (куклы), лыка (конь, запряженный в сани, реконструкция А.А. Трофимова), глины (свистульки). Из частных коллекций. ИГРУШКИ – условные изображения реальных предметов; вещи, специально соз­данные для игр и развлечения. У чувашей И. занимали важное место в воспитании подрастающего поколения, с самого раннего детства они знакомили ребёнка с хозяйствен. деятельностью, трудовыми процессами и видами работ, к-рые ему предстояло выполнять в дальнейшем. В качестве И. в большинстве случаев использовались предметы домаш. обихода: колотушка, скалка, старые лапти, деревян.... О.В. Егорова.
Инсталляция ИНСТАЛЛЯЦИЯ (от англ. insta­llation – установка, установление) – одно из направлений современ. искусства, в к-ром произведения создаются в виде какой-л. композиции из различ. пред­метов, в т. ч. бытовых. В СССР как неофициал. течение появилось в 1970–80-х гг., в Чувашии – на выставках, посвящён. фильму «АССА» и памяти жертв репрессий (кинотеатр «Сеспель», Дворец культуры Приборостроител.... Г.Н. Иванов-Орков.
Йĕлен ЙĔЛЕН [йьлен’] – женский праздничный кафтан, приталенный, со складками. Изготавливали из тонкого сукна, тёмного сатина, украшали позументом, вышивкой, монетами. Преимущественно встречается у чувашей Приуралья, носят его в незастёгнутом виде; имеет сходство с башкирским жен. халатом  елен.... Г.Б. Матвеев.
Керамика художественная ... А.А. Трофимов.
Лозоплетение Кошель-сундук. Ибресинский этнографический музей. Изготовленные народными умельцами изделия из лозы. с. Напольное. Порецкий район. Плетёные изделия народных мастеров. Е.В. Енцов. Кресло-качалка.... Г.Н. Иванов-Орков, П.П. Фокин.
Майолика МАЙОЛИКА (итал. maiolica, от Majolica – старого названия острова Маль­орка, через к-рый вывозились в Италию произведения испано-мавритан. керамики) – вид керамики, изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск поливы. Благодаря обжигу при сравнительно невысокой температуре живопись М. богата красками, контрастными сочетаниями цветов. Декор на изделия наносится росписью перед обжигом, поверх сырой эмали белого цвета. Получила развитие в странах Древ. Востока, в сред. века – в Сред., Централ.... И.П. Меньшикова.
Маркетри МАРКЕТРИ (франц. marqueterie) – вид монументально-декоратив. искусства, мозаика из фигурных, различ. по цвету и текстуре пластинок фанеры, слоновой кости, перламутра, наклеиваемых на основу. В технике М. выполняются настен. панно, декоратив. вставки в отделке деревян. мебели. Наивысшего расцвета искусство М.... И.П. Меньшикова.
Медальерное искусство Юбилейная памятная медаль к 150-летию И.Я. Яковлева. 1998. Художник Э.М. Юрьев. МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО (франц. medailleur) – искусство изготовления монет и медалей, область мелкой пластики. Произведения М.и. выполняются из меди, бронзы, серебра, золота, податливость и прочность к-рых позволяет добиться чёткости изображений и деталей в малом формате. Возникло вместе с началом изготовления металлич.... И.П. Меньшикова.
Народные художественные промыслы Корзины. Артель «Вперёд». Мариинско-Посадский район. 1930–50-е гг. Горшки для молока. Ибресинская артель гончарных изделий. 1940-е гг. Е.И. Ефремова. Настольник.... А.А. Трофимов.
Орнамент Женский намогильный памятник. Камень. 1933. д. Новое Серёжкино. Лениногорский район. Республика Татарстан. Узор наплечника женской рубахи низовых чувашей. Фрагмент. 18 в.... А.А. Трофимов.
Резьба по дереву Резьба наличника и воротных столбов. 19 в. Из альбома М.С. Спиридонова «Чувашский орнамент». Научный архив ЧГИГН. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ – выполнение узора на цельной древесине с помощью режущих инструментов (топора, ножей, стамесок), один из видов народного искусства. Традиционно использовалась для орнаментирования обрядовых и бытовых предметов: утвари, посуды, мебели, инструментов, а также нек-рых строений, нередко в сочетании с полихром. росписью. Основными у чувашей были контур., скобчатый, трёхгранно-выемчатый, барельеф., скульптурный приёмы Р. по д.... Г.Н. Иванов-Орков, Г.Б. Матвеев.
Союз чувашских художников СОЮЗ ЧУВАШСКИХ ХУДОЖНИКОВ – творческое объединение профессиональных мастеров изобразительного, декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и мастеров народных художественных промыслов. Главные задачи союза: совместная творческая и выставочная деятельность, развитие национал. темы в искусстве, сохранение, приумножение и пропаганда культур. наследия чуваш. народа. Создан в 1993. В составе союза художники из городов Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, ряда посёлков и сёл Чуваш. Респ., из Респ. Татарстан, г. Ульяновск, Самар.... Ю.В. Викторов.