Название | Статья | Автор |
---|---|---|
«Инициативники» | «ИНИЦИАТИВНИКИ» – сторонники Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), возникшего в 1960 на почве раскола ЕХБ. Требуют неограничен. свободы религиоз. пропаганды, коллектив. обучения детей религии, отказа от регистрации в государственных органах. В Чувашии сторонники СЦ ЕХБ появились в 1960-х гг. В Чебоксарах объединены в 2 автоном. общины, от регистрации отказываются, имеют 2 молитвен. дома. В Чуваш.... | Л.Ю. Браславский. |
Адвентизм | АДВЕНТИЗМ (от лат. аdventus – пришествие) – христианское течение, возникшее в США в недрах протестантизма, основанное в 1840 У. Миллером (1782–1849). В основе учения лежит вера во второе пришествие Христа, Страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. Движение А. имеет несколько ветвей, самая крупная из них – адвентисты седьмого дня. В Россию А. проник в 1880-х гг. Первые документальные упоминания А. в Чувашии относятся к 1953.... | Л.Ю. Браславский. |
Баптизм | БАПТИЗМ (от греч. baptiz – погружаю в воду, крещу) – одно из направлений в протестантизме, возникло в нач. 17 в. в Англии. Следуя традиции протестантизма, Б. единствен. источником вероучения считает Библию, провозглашает личное спасение посредством веры в «искупительную жертву Иисуса Христа» и «избрание» верующих Богом к спасению. Б. исповедует принцип «всеобщего священства», отрицает духовенство как посредника между верующими и Богом, не признаёт святых мощей, икон, крестного знамения, монашества, церков. таинств.... | Л.Ю. Браславский. |
Бахаизм | БАХАИЗМ, бехаизм – одно из религиоз. течений, от иранско-персид. бахаулла (букв. – блеск божий). Вера бахаи (бехаи) зародилась во 2-й пол. 19 в. в Персии, где господствующей религией было мусульманство. Основатели – Сеид Али Мохаммад (1819–50), вошедший в историю под именем Баб (т.е. Врата), и Мирза Хусейн Али (1817–92), принявший имя Баха-улла (т.е. Блеск божий).... | Л.Ю. Браславский. |
Духовные христиане | ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ – общее название так наз. старых форм рус. сектантства дореформен. происхождения (17–18 вв.), возникших на основе социально-политич. протеста крестьян. масс. К ним относятся христововеры, скопцы, духоборы, молоканы. Их общими чертами являются противопоставление православ. вероучению, требование исповедания веры в «духе истины»; отрицание деления верующих на священнослужителей и мирян. На территории Чувашии приверженцы Д.х.... | Л.Ю. Браславский. |
Евангельские христиане | ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ – одно из течений в протестантизме, близкое к баптизму. Вероучение Е.х. основывается лишь на евангел. (новозавет.) текстах (отсюда и название). Е.х. считают, что спасение предназначено для всех, для этого важна прежде всего вера в искупител. жертву Иисуса Христа. В России они появились во 2-й пол. 19 в. В Чувашии Е.х.... | Л.Ю. Браславский. |
Евангельские христиане-баптисты | ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ (ЕХБ) – церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 баптистов и евангельских христиан. В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников (христиане евангельской веры), в 1963 – ряд общин «братских меннонитов». Церковь возглавляется Союзом ЕХБ России. В ряде регионов при общинах ЕХБ созданы миссионер. организации. В Чувашии действует Чебоксар. миссионер. общество «Чĕрĕ шыв» (Живая вода); оно с 1995 регулярно ведёт передачи по Чуваш. радио, распространяет религиоз. литературу.... | Л.Ю. Браславский. |
Зороастризм | ЗОРОАСТРИЗМ – религия, имевшая распространение в древнем и средневековом мире на территориях современного Ирана, Афганистана, Азербайджана, Таджикистана, Армении, среди племён и народов Малой и Средней Азии, Причерноморья, Южной Сибири, ряда стран Ближнего и Среднего Востока. Сохранилась в Иране и Индии, последователи живут в Пакистане, на Цейлоне (Шри-Ланка), в Австралии, Великобритании, США, Канаде, Гонконге и Сингапуре. Название произошло от имени пророка – реформатора Заратуштры (Зороастр, Зардушт, Зардуст; предположительные даты жизни: кон. 7 – 1-я пол. 6 вв. до н.э.). З. оказал влияние на развитие иудаизма, христианства, ислама и север. ветви буддизма. Священный свод – Авеста.... | А.А. Трофимов. |
Истинно-православное христианство | ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО (ИПХ), истинно-православная церковь – религиозное течение, выделившееся из православия на почве враждебного отношения к совет. власти и неприятия курса руководства Русской православной церкви; начало складываться в 1920-х гг. Существовало в виде разрозненных нелегальных групп, не представляя собой единой структуры. Стараясь оказать влияние на религиозное сознание верующих, эти группировки внушали им, что революция является исчадием ада, делом рук сатаны и антихриста, предрекали скорое светопреставление, грозили страшным судом. В Чувашии в 1927 группы ИПХ выявлены на территории Батырев. (в 2 волостях), Цивил. (в 5 волостях), Чебоксар. (в 2 волостях) и Ядрин. (в 2 волостях) уездов. Активизация сторонников ИПХ пришлась на 1949–58.... | Л.Ю. Браславский. |
Иудаизм | ИУДАИЗМ – наиболее ранняя монотеистическая религия. Приверженцы И. верят в бога Яхве. Возникла в 1-м тыс. до н.э. в Палестине; распространена в основном среди евреев. Источниками вероучения являются Тора (Пятикнижие Моисея), Танах (30 книг Ветхого Завета) и Талмуд (собрание догматич., религиозно-этич. и правовых положений). Основными догматами выступают: вера в единого бога, в пришествие мессии – посланца, вера в посмерт. воздаяние, в богоизбранность еврейского народа.... | Л.Ю. Браславский. |
Кришнаиты | КРИШНАИТЫ, Движение сознания Кришны – восточный культ, широко распространившийся в 20 в., одно из радикальных, бескомпромис. течений монашеского типа. Основатели и современ. лидеры движения настаивают на том, что истоки их религии восходят к индуизму, древней религии, возникшей в Индии в 6–4 вв. до н.э. Решительно возражают против того, чтобы их организация рассматривалась как новая религия. Основным источником вероучения К. являются Веды, священные книги индуизма. Высшей инстанцией, всесовершенным верховным существом, обладающим бесчислен. сверхъестествен. качествами, считается Кришна.... | Л.Ю. Браславский. |
Лютеранство | ЛЮТЕРАНСТВО – одно из основных направлений протестантизма, течение в христианстве, возникшее в результате реформацион. движения в Европе в 16 в. Принципы вероучения сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками, изложены в «Аугсбургском вероисповедании». Л. отрицает сослов. духовенство как посредника между Богом и человеком, в нём упразднены монашество, почитание святых и их мощей. Из христиан. таинств совершаются только два – крещение и причащение, остальные рассматриваются как простые обряды. Богослужение ведётся на национал. языках, его совершает пастор.... | Л.Ю. Браславский. |
Новоапостольская церковь | НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ – одно из направлений позднего протестантизма. Возникло в Англии и Шотландии в 1820-х гг. Вероучение и культ в основном совпадают с протестантскими. По учению Н.ц., её приверженцы призваны к восстановлению «божественного порядка», только её апостолы являются действител. последователями первых апостолов Иисуса Христа и могут передавать святой дух верующим. Н.ц. имеет последователей в 180 странах, число верующих – ок. 7 млн чел., центр находится в г. Цюрих (Швейцария), во главе церкви – первоапостол. В России первоначально миссионерам Н.ц.... | Л.Ю. Браславский. |
Оккультизм | ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus – тайный, сокровенный) – псевдонаучное учение, пытающееся придать познавател. характер мистике. Параллельно с религиоз. объединениями в обществе функционируют организации, действующие в соответствии с эзотерич. (скрытыми) и иными мистич. учениями. Среди них имеются такие, к-рые делают упор на практику методов перестройки организма человека. Опираясь на псевдонауч. исследования о феноменах и иллюзиях, они в своей практике используют различ.... | Л.Ю. Браславский. |
Протестантизм | ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. падеж protestantis – публично доказывающий) – одно из трёх основных направлений в христианстве, наряду с католицизмом и православием. П. возник в 16 в., когда ряд стран Европы был охвачен Реформацией – широким антикатолическим движением. Протестанты отвергли учение о церкви как посреднице между Богом и людьми, выдвинули принцип «оправдания верой», отказались от пышных католич. обрядов, почитания икон, святых, упростили богослужения. Упор делался на усиление религиозности отдельного человека. Внутрен. организация благодаря принципу всеобщего священства является демократичной, предполагает равенство мирян и избираемых ими из своей среды на определён.... | Л.Ю. Браславский. |
Свидетели Иеговы | СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ, Общество свидетелей Иеговы – религиозное направление, возникшее в США в кон. 19 в., отрицает многое из того, что признаёт ортодоксальное христианство (бессмертие души, веру в рай и ад и др.). Почитая Иегову, Иисуса Христа рассматривают как исполнителя его воли. Себя считают избранными Иеговой («свидетелями»). Проводят активную деятельность по вовлечению в свои ряды людей различ. религий, культур, национальностей. В кон. 20 в. численность С.И. составляла 5 млн чел.... | Л.Ю. Браславский. |
Скопцы | СКОПЦЫ – христианская секта, возникшая в России в последней четверти 18 в., распространившаяся и в Чувашии. Основателем секты С. считается Кондратий Селиванов. Согласно вероучению секты, глав. условием спасения души является борьба с «лепостью», т.е. влечением к противополож. полу. В качестве средства достижения телес. чистоты С. практиковали кастрацию.... | А.Г. Берман. |