Название | Статья | Автор |
---|---|---|
«Çавал» | «ÇАВАЛ» – музыкально-исполнительский коллектив, фольклорный ансамбль эстрадного направления. Создан в 1976 в составе Чувашской государственной филармонии. Первым руководителем был Б.А. Мацко. С 1990 ансамбль возглавляет Л.В. Прокопьева. В штате 14 чел. (2019): вокалисты, инструменталисты-концертмейстеры, артисты разговор. жанра и артисты балета. В репертуаре традицион.... | Л.И. Бушуева. |
«Акатуй» | Начальные такты пьесы «Акатуй». «Сăрнай» (Подражание волынке). «АКАТУЙ» – сюита для фортепиано Г.В. Воробьёва, выдающееся произведение музыкального искусства Чувашии. Известно также под названием «Праздник в колхозе». Создано в 1936 в период учёбы автора в Моск. консерватории. Через несколько лет оно вышло отдельным изданием в «Музгизе», включалось в программы концертов как в Чебоксарах, так и в Москве. Специалисты отмечали, что «это сочинение... полно свежести, молодости и говорит о большом таланте автора» (Д.Б.... | М.Г. Кондратьев. |
«Вĕç, вĕç, куккук» | Вариант песни «Вĕç, вĕç, куккук», записанный С.М. Максимовым в 1926. «ВĔÇ, ВĔÇ, КУККУК» (Лети, лети, кукушка) – народная песня, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтич. символов чуваш. культуры. До 1920-х гг. её устное бытование ограничивалось небольшой территорией в пределах Ядрин. у. Впервые «В., в., к.» положена на ноты в декабре 1926 С.М.... | М.Г. Кондратьев. |
«Кай, кай Ивана» | В.П. Воробьёв. Кай, кай Ивана. «КАЙ, КАЙ ИВАНА» (Выйди, выйди за Ивана) – известное произведение В.П. Воробьёва для хора а капелла на стихи Н.Т. Васянки. Впервые исполнено на 3-м Этнографическом концерте 25 марта 1928, партитура издана в журнале «Сунтал» (1930, № 3). Композитор использовал фольклорную запись песни «Кай, кай Хусана» из д. Сугайкасы Канаш. р-на, предоставленную ему Т.П.... | М.Г. Кондратьев. |
«Классика» | «КЛАССИКА» – профессиональный хоровой коллектив, Чебоксар. муниципал. певческая академич. капелла. Основана в 1991. Первым дирижёром и художествен. руководителем был В.Н. Желобанов, в 1997–99 коллективом руководил В.Н. Михайлов, с 1999 – А.Н. Васильева.... | Л.И. Бушуева. |
«Линкка» | Нотный пример «ЛИНККА» (чув. линкка – слово-имитатив, подражание скользящему движению) – чувашская народная песня-танец, один из символов традиционной чувашской музыкально-хореографической культуры. Содержание шуточное, обрисовывающее ситуацию молодёжного танца. Получила общенационал. известность с нач. 1920-х гг. в обработке Ф.П. Павлова, исполнялась хором под его управлением с 1918. Основана на ритмич. формуле, тождествен.... | М.Г. Кондратьев. |
«Мелодии чувашских песен» | Чертёж кĕсле из книги «Мелодия чувашских песен» В.А. Мошкова. Титульный лист книги «Мелодия чувашских песен» В.А. Мошкова. «МЕЛОДИИ ЧУВАШСКИХ ПЕСЕН» – труд В.А. Мошкова, первая научная монография о чувашской народной музыке. Опубликован в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (1893. Т. 11. Вып.... | М.Г. Кондратьев. |
«Нарспи» | Сцена из оперы Г.Я. Хирбю «Нарспи». Чувашский государственный музыкальный театр. 1989. «НАРСПИ» – опера в 3 действиях, 6 картинах Г.Я. Хирбю, написанная в 1967, либретто автора. Либретто «Н.» максимально приближено к тексту поэмы. Структура оперы – номерная. В основе музыкально-драматич. действия – противопоставление двух образных сфер: положител.... | С.В. Ильина. |
«Нимене» | Г.Я. Хирбю. «Нимене». Вступление и первый раздел. «НИМЕНЕ» (На помочь) – обработка Г.Я. Хирбю для тенора и смешанного хора, выполненная в 1940–50-е гг. на основе старин. чуваш. народ. трудовой песни ниме юрри (см.... | Л.И. Бушуева. |
«Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» | Титульный лист «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». Симбирск. 1912. «ОБРАЗЦЫ МОТИВОВ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ТЕКСТЫ К НИМ» – музыкально-фольклорные сборники, составленные преподавателями Симбир. чуваш. учительской школы и изданные в 1908 и 1912 в г. Симбирск. Оба сборника вошли в музыкал. культуру чуваш. народа как важные источники знаний о народ.... | М.Г. Кондратьев. |
«Октябрь çулĕ» | «ОКТЯБРЬ ÇУЛĔ» (Путь Октября) – песня-кантата для хора а капелла В.П. Воробьёва на стихи Н.Т. Васянки (по А.И. Безыменскому). Впервые исполнена 24 декабря 1928. Непосредственным прототипом музыкал. композиции В.П. Воробьёва послужил хор Г.Г. Лобачёва «К Октябрьской революции» на стихи А.И. Безыменского, изданный в 1927 (ещё одно музыкал.... | М.Г. Кондратьев. |
«Пентатонная зона» | «ПЕНТАТОННАЯ ЗОНА» Поволжья и Приуралья – одно из интегрирующих понятий, характеризующих традиционные музыкальные системы народов Волго-Уральского региона – тюркоязычных башкир, татар, чувашей, финно-угорских марийцев, мордвы, удмуртов; этнокультурная территория, на к-рой одним из определяющих признаков народ. музыки является ангемитонная пентатоника. В Европе подобные «зоны», объединяющие народы разного происхождения, более не встречаются; известны лишь локал. пентатоновые «островки» среди диатонических культур (см. Диатоника): на СЗ – в музыке шотландцев, бретонцев и в центре – в музыкал. фольклоре венгров. Музыкал. культуры народов Поволжья и Приуралья достаточно самостоятельны, а в ряде отношений контрастируют друг с другом. Однако в течение более чем тысячелетнего совмест. проживания в регионе межкультур.... | М.Г. Кондратьев. |
«Пиçнĕ-пиçмен çырлашăн» | «ПИÇНĔ-ПИÇМЕН ÇЫРЛАШĂН» (За неспелой ягодкой) – произведение И.М. Дмитриева, первое в истории чуваш. музыки хоровое сочинение, написанное в 1908 в жанре гармонизации народ. песни для хора a cappellа и исполненное предположительно осенью 1911 хором Симбир. чуваш. учител. школы под управлением Ф.П. Павлова. В основу положена мелодия одноимён. чуваш.... | Л.И. Бушуева. |
«Сăрнайпа палнай» | «СĂРНАЙПА ПАЛНАЙ» (Сарнай и палнай) – первое сочинение для симфонического оркестра в чувашской музыке, создано Ф.П. Павловым в 1928. Оригинальная партитура утеряна, сохранилась автор. рукопись для рояля в 4 руки с примечанием: «Переложено с партитуры для большого симфонического оркестра». Произведение отличают яркая характеристичность, сочность народ. образов, картинность и живописность звучания. Имеющееся на титуле определение «балетная фантазия» указывает на театрально-хореографич. природу замысла. Первая тема фантазии – народ. наигрыш, исполнявшийся на волынке сăрнай.... | С.И. Макарова. |
«Слакбашские песни» | Пример «СЛАКБАШСКИЕ ПЕСНИ» – цикл обработок чувашских народных песен для хора a cappella Ф.С. Васильева (6 частей, 1971). В его основе собствен. записи композитора, выполнен. на родине К.В. Иванова. В «С.п.» впервые использован малоизвест. фольклор. материал – песни чувашей Башкортостана, обладающие специфическими регио-нал. чертами.... | Л.И. Бушуева. |
«Тăван çĕршыв» | «ТĂВАН ÇĔРШЫВ» (Песня о Родине) – песня композитора Г.С. Лебедева на стихи И.С. Тукташа. Созданная в сер. 1944 для пьесы П.Н. Осипова «Тăван çĕршывра» (В родном краю) и основанная на народно-песенных, ярко национал. оборотах, она получила широкое признание в год Победы советского народа в Вел. Отечеств. войне, особенно в дни празднования 25-лет. юбилея Чуваш.... | М.Г. Кондратьев. |
«Уй варринче» | Партитура «УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М.... | М.Г. Кондратьев. |
«Уяв» | Фольклорный ансамбль «Уяв». Фото 1980-х гг. «УЯВ» – фольклорный ансамбль при Управлении культуры администрации г. Чебоксары. Создан в 1985. Организатор и руководитель З.А. Козлова. В составе – 18–20 исполнителей, среди к-рых и музыканты-любители, и профессионалы. Деятельность ансамбля направле-на на возрождение и пропаганду старин. чуваш.... | Л.И. Бушуева. |