-

Обзор статей

Название Статья Автор
«Пăлаху»
«Пăлаху» – комплекс археологических памятников. Находки из археологических раскопок 1973: железные цилиндрический замок, ключи, наконечник стрелы, ножи, глиняные пряслица, грузила, костяной наконечник стрелы, фрагменты лепной и гончарной посуды.
«Пăлаху» – комплекс археологических памятников. Находки из археологических раскопок 1973: железные цилиндрический замок, ключи, наконечник стрелы, ножи, глиняные пряслица, грузила, костяной наконечник стрелы, фрагменты лепной и гончарной посуды.

«ПĂЛАХУ» [пълаху] – комплекс археологических памятников на правом берегу р. Большой Цивиль, в 1 км к ССЗ от д. Кирегаси и в 2 км к ЮЗ от д. Янмурзино Красноарм. р-на. Состоит из поселения эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.), средневековых многослойного селища и грунтового могильника. Располагается на холме Пµлаху (отсюда название), к-рый имеет овальную форму, вытянут в направлении С–Ю, в длину 315 м, ширину ок. 280 м. Площадь в основном задернована или распахивается.

Комплекс впервые обследован в 1956 2-м отрядом Чувашской археологической экспедиции под руководством Н.В. Трубниковой и назван ею Янмурзинским. Мощность культурного слоя достигала 80 см; были обнаружены и сооружения. В разведоч. 5 раскопах (общая площадь 112 м2) были найдены лепная керамика, кремнёвые скребки и обработанные отщепы (по мнению Н.В. Трубниковой и А.П. Смирновасрубной культуры). В запад. части и на северо-запад. склоне холма, в централ. и восточ. части располагалось болгар. селище (лепная и гончарная керамика, железный крюк, костяная трубочка с отверстием и др.); на восточ. склоне холма исследовано 1 погребение могильника.

В 1966 Чуваш. отрядом Поволжской археологич. экспедиции под руководством В.Ф. Каховского на селище бы­ли заложены раскопы 1 и 2 (площадь 200 м2), на могильнике – раскоп 3 (площадь 120 м2, вскрыто 11 погребений). В ходе изысканий были уточнены границы селища, занимавшего не только восточ. часть холма, но и централ. и запад., а также северный и западный склоны.

Исследования на «П.» продолжены в 1970, 1971 Чуваш. отрядом Чебоксар­. экспедиции Института археологии АН СССР, в 1973 Чуваш. археологич. экспедицией (В.Ф. Каховский). В 1970 в запад. части селища был исследован раскоп 4 (100 м2), обнаружено 41 погребение, в централ. части могильника – раскоп 5 (100 м2, вскрыто 29 погребений), в 1971 рядом с раскопом 5 – раскоп 6 (найдены ещё 39 погребений). В 1973 на поселении в раскопах 7, 8, 10 вскрыта площадь 320 м2, в раскопе 9 (более 100 м2) обнаружено 41 погребение. Небольшие разведоч. работы на «П.» провела в 1981 Чуваш. археологич. экспедиция (В.Ф. Каховский, Е.П. Михайлов), раскопано 2 погребения.

Всего изучено более 730 м2 площади на поселении и селище, свыше 430 м2 площади на могильнике, 120 погребений. В.Ф. Каховский выделил на поселении 3 культурных слоя. В нижнем из них обнаружены материалы эпохи бронзы («фрагменты посуды срубного типа», позже он отнёс их к балановской культуре). В вышележащих – предметы городецкого (позднегородецкого) времени (плоскодонная лепная посуда чёрного и тёмно-серого цвета с шероховатой поверхностью и отверстиями в шейке, сделанными для подвешивания, костяной наконечник стрелы, железные ножи с горбатой спинкой, глиняные грузила цилиндрич. формы с круглыми ямками на поверхности, трапециевидные грузила и пр.). Основная масса находок представлена предметами болгарской археологической культуры (гончарная лощёная посуда, покрытая ангобом серого и палевого цветов керамика, железные трёхгранные наконечники стрел, ножи, гвозди, зубило и др. орудия кузнеца и пр.). В верхних слоях найдены вещи 12–15 вв. (висячие цилиндрич. замки и ключи, лощёная посуда).

На селище обнаружены кости домаш. животных и птицы, рыб. В нижних прослойках найден бронзовый втульчатый наконечник стрелы, трёхгранный в сечении, имеющий сходство со скифскими стрелами. На селище открыты остатки нескольких наземных (бревенчатых) жилищ с подпольями и развалами глинобитных печей, хозяйствен. сооружения, зерновые ямы, сыродутный горн, кузница.

Могил. ямы открыты на глубине 20–55 см от поверхности почвы; их размер колебался от 60 до 215 см в длину и 30–80 см в ширину. Стенки обычно отвесные, дно ровное. Могилы располагались в грунте на глубине 40–80 см, редко до 1 м. Погребения в большинстве случаев совершены в почвенном слое, поэтому очертания могильных ям во многих случаях не прослеживались; незначительно углублённые в материк ямы имели прямоугольную форму и закруглённые углы. В расположении могил строгой планировки не выявлено. Встречены случаи вторичного захоронения. Погребённые лежали, как правило, на дне ямы вытянуто на спине, головой на З с небольшими отклонениями к Ю и С, лицо обращено кверху, руки вытянуты вдоль туловища, иногда слегка согнуты в локтях, кисти рук – на тазовых костях, ноги лежали параллельно. Обнаружены единичные групповые захоронения (до 3 погребённых). В могил. ямах зафиксирован древесный тлен – остатки гробов и настилов. В отдельных из них прослежены заплечики – выступы для крепления настила. В одном случае [раскоп 5 (1970), погребение 22] стенки ямы были покрыты обожжённой глиной толщиной 15–17 см. Погребал. инвентарь небогат: несколько целых глиняных сосудов, фрагменты гончарной и лепной керамики, глиняные грузила, пряслица, железные ножи, стеклянные бусы, медная подвеска, зубы медведя, кабана и лошади, птичьи кости. В засыпи и под костяками в нек-рых погребениях обнаружены угольки – остатки тризны. По мнению В.Ф. Каховского, погребальный обряд этого могильника напоминает характерные черты обряда захоронения волж. болгар. Исследование остеологич. материала из могильника и его рентгенографич. анализ, проведённые Г.А. Алексеевым, дали новые сведения по костной патологии, физическому развитию, продолжительности жизни, заболеваемости и смертности средневекового населения. В.Ф. Каховский датировал селище и могильник в пределах 12–15 вв. Коллекции с «П.» хранятся в Чуваш. национал. музее, Археолого-этнографич. музее им. В.Ф. Каховского Чуваш. государствен. педагогич. университета.

Е.П. Михайлов.
«Пĕрлешÿллĕ ĕç»

«ПĔРЛЕШŸЛЛĔ ĔÇ» (Коллективный труд) – районная газета (с. Богдашкино Ульянов. обл.). Издавалась в 1930–62, выходила 2 раза в неделю. Освещала общественно-политич. жизнь, социально-экономич. развитие чуваш. диаспоры Богдашкин. р-на Ульянов. обл., публиковала произведения чуваш. писателей.

Д.В. Тимофеева.
«Пĕчĕк ударниксем»

«ПĔЧĔК УДАРНИКСЕМ» (Маленькие ударники) – иллюстрированный журнал-учебник для учащихся начальных школ на чувашском языке, орган Народ. комиссариата просвещения Чуваш. АССР (Чебоксары). Издавался в 1931. На страницах журнала освещались вопросы педагогики и методики обу­чения в школах, публиковались мате­риалы познавательного характера, стихи, рассказы. Вышли 2 номера тира­жом 20000 экз. Ответствен. редактор В.И. Иварбеев.

И.Ю. Капитонова.
«Паха тĕрĕ»

«ПАХА ТĔРĔ» – см. Альгешевская фабрика художественной вышивки «Па­ха тĕрĕ».

«Паянхи сас»

«ПАЯНХИ САС» – см. «Авангард».

«Пенсионер Чувашии»

«ПЕНСИОНЕР ЧУВАШИИ» – еженедельная газета. Издаётся в Чебоксарах с марта 2000. Освещает вопросы общественно-политич. жизни, социально-экономич. развития республики, но глав. тема – социал. защита пенсионеров и инвалидов. Учредители – И.П. Петрова, В.Н. Петров, Н.М. Стрекалов. Редак­торы: Н.М. Стрекалов, В.М. Петров, В.Н. Петров. Тираж до 17 тыс. экз. (2015).

Д.В. Тимофеева.
«Пентатонная зона»

«ПЕНТАТОННАЯ ЗОНА» Поволжья и Приуралья – одно из инте­грирующих понятий, характеризующих традиционные музыкальные системы народов Волго-Уральского региона – тюркоязычных башкир, татар, чувашей, финно-угорских марийцев, мордвы, удмуртов; этнокультурная территория, на к-рой одним из определяющих признаков народ. музыки является ангемитонная пентатоника. В Европе подобные «зоны», объединяющие народы разного происхождения, более не встречаются; известны лишь локал. пентатоновые «островки» среди диатонических культур (см. Диатоника): на СЗ – в музыке шотландцев, бретонцев и в центре – в музыкал. фольклоре венгров.

Музыкал. культуры народов Поволжья и Приуралья достаточно самостоятельны, а в ряде отношений контрастируют друг с другом. Однако в течение более чем тысячелетнего совмест. проживания в регионе межкультур. контакты естественно привели к образованию регионал. общности. Музыковед. понятие «П.з.» является параллелью аналогич. интегратив. понятий «Волго-Камский языковой союз» в лингвистике и «Волго-Уральская историко-этнографическая область» в этнологии.

Впервые о пентатонике как характер. черте музыки нек-рых народов региона стало известно в кон. 19 в. из музыкально-этнографич. трудов В.А. Мошкова («Мелодии чувашских песен», 1893) и С.Г. Рыбакова («Музыка и песни уральских мусульман», 1897), именовавших её по науч. традиции своего времени «китайской гаммой». Место пентатонной ладовой системы в музыкально-фольклор. творчестве др. народов региона постепенно выявлялось в исследованиях на протяжении 1-й пол. 20 в. Выражение «П.з.» впервые использовано в 1955 Н.Г. Жигановым при обсуждении проблем музыкал. творчества автоном. республик России, в 1960-е гг. подхвачено музыковедами, изучающими регионал. и общеросс. проблематику. Пентатоника широко представлена у всех народов Поволжья и Приуралья, среди к-рых чуваши, наряду с татарами и башкирами, представляются хранителями в своей традицион. музыке самых концентрированных форм этой ладовой системы. Мордов. исследователи подчёркивают особенности ангемитонной пентатоники в многоголосном контексте. В марий­ской и удмурт. песен. культурах наблюдается ладозвукоряд. своеобразие, дающее повод наряду с пентатонными выделять частично совпадающие с ними кварто-терцовые (у марийцев) и большетерцовый (у удмуртов) лады.

М.Г. Кондратьев.
«Перестройка»

«ПЕРЕСТРОЙКА» – понятие, относящееся к апрелю 1985 – декабрю 1991 и обозначающее изменения, проводившиеся частью руководства КПСС во главе с М.С. Горбачёвым по реформиро­ванию экономики и политического устройства СССР. В политич. и повседнев. жизни термин «П.». стал употребляться с лета 1986, заменяя концепцию «ускорения социально-экономич. развития» страны. Первоначально курс на ускорение и «П.» предполагалось вести в рамках всесторон. усовершенствования и обновления социализма, без перемен в политич. системе, но отсутствие положител. динамики экономич. и социал. развития в 1985–86, ещё большее нарастание кризис. явлений привели к необходимости преобразований и в этой сфере. После январ. (1987) Пленума ЦК КПСС стала проводиться линия на демократизацию и гласность, приведшая к реформированию государствен. системы, учреждению нового высшего законодател. органа – Съезда народ. депутатов СССР, выборы в к-рый прошли весной 1989. В стране возникали различ. политич. движения, партии, организации, многие из них резко критиковали социалистич. модель развития и политику КПСС. Правящая партия быстро теряла свои позиции, была создана Коммунистич. партия РСФСР. С ослаблением общегосударствен. системы обострились межэтнич. отношения, в первую очередь основанные на этом конфликты в Нагор. Карабахе и Сумгаите (Азербайджан). Во многих союз. республиках возникли движения, взявшие курс на независимость. Первой о таком решении в марте 1990 заявила Литва, затем Эстония и Латвия. 12 июня 1990 первым съездом народ. депутатов РСФСР принята Декларация о государствен. суверенитете России. Попытка остановить центробеж. процессы, принятая 19 августа 1991 Государствен. комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП), провалилась, 21 августа его члены были арестованы. Централ. и мест. органы КПСС были распущены, приостановлена деятельность Коммунистич. партии РСФСР. 8 декабря 1991 лидеры Белоруссии (С.С. Шушкевич), России (Б.Н. Ельцин) и Украины (Л.М. Кравчук), собравшиеся в Беловежской Пуще на территории Белоруссии, приняли решение о завершении действия Союз. договора от 30 декабря 1922 и прекращении существования СССР. Одновременно было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 Президент СССР М.С. Горбачёв ушёл в отставку, на следующий день Верх. Совет СССР принял решение о прекращении существования Совет. Союза. Таким образом завершилась политика «П.».

В Чувашии идеи «П.» в целом были восприняты положительно, но неудачные попытки придать экономике ускорение, нарастание товар. дефицита привели к обострению ситуации. В условиях жёсткого планирования и недостаточного ресурсного обеспечения многие руководители предприятий не были заинтересованы в расширении и модернизации производства. Отставала от требований времени структура рабочих мест, высокой оставалась доля ручного труда, особенно в сел. хозяйстве, строительстве. Экономическая самостоятельность предприятий вместо повышения их эффективности породила групповой эгоизм, рост прибыли начал обеспечиваться за счёт повышения цен, вымывания дешёвого ассортимента изделий. Товарный дефицит приобретал всё большие масштабы. Кооператив. движение не оправдало возлагаемых на него надежд. В 1990 доля кооперативов в насыщении рынка товарами народ. потребления составила 0,6%. В трудовых коллективах с 1986 начались забастовки (Новочебоксарк, Чебоксары, Канаш и др.). Основная причина неудач перестроечных инициатив связывалась с косностью и бюрократизацией КПСС, неумелыми действиями централ. руководства страны. Большие надежды на улучшение экономич. и социал. жизни различ. политич. силы республики начали связывать с идеями суверенитета, особенно после его провозглашения съездом народ. депутатов РСФСР. Декларация о государствен. суверенитете Чуваш. ССР была принята Верх. Советом республики 24 октября 1990, но экономич. трудности не были преодолены. Заметным стало снижение темпов роста производства, в 1991 в промышленности впервые был зафиксирован его спад на 1%.

В 1987 в Чувашии началось создание политич. клубов: на Чебоксар. заводе промышлен. тракторов («Парижская коммуна»), чебоксар. объединениях «Элара» («Гласность») и «Росавтомат­стром» («Демократия») и др., объединившиеся в августе 1988 в общегород. чебоксар. политич. клуб «П.», президентом к-рого избрали В.Г. Павлова, возглавлявшего клуб «Парижская коммуна». В декабре 1988 состоялось первое заседание клуба под названием «Союз коммунистов и беспартийных в поддержку перестройки». В ответ, по инициативе руководства обкома КПСС, создан дискуссион. клуб «Диалог», первое заседание к-рого прошло 10 апреля 1989. Совет политич. клуба возглавил профессор Чуваш. государствен. университета Ю.М. Миронов. На ежемесяч. заседания собиралось до 800 чел., но инициативой в идеологич. дискуссиях КПСС овладеть не удалось.

26 марта 1989 на основе альтернативности и принципа состязательности прошли выборы народ. депутатов СССР, к-рые впервые организовывали и проводили не Советы, а избирател. комиссии. В Чувашии 94,5% избирателей голосовали в этот день за 35 кандидатов по 3 территориальным, 11 национально-территориал. округам, 1 национально-территориал. округу РСФСР. Кроме того, часть депутатов избиралась от КПСС и обществен. организаций. Всего от Чувашии было избрано 19 депутатов, в т.ч. А.П. Айдак, Ф.Г. Григорьев, А.П. Петров, Е.А. Тертышный, Н.В. Фёдоров, С.Н. Фёдоров и др. Опыт проведения выборов привёл к консолидации так наз. неформал. движений. В декабре 1989 ряд объединений создал Союз избирателей «Альтернатива», к-рый ещё не заявлял об открытом противостоянии руководству партийными органами, но реал. действия новой организации показали, что она стала на путь оппозиции правящей партии. Крупнейшей её ак­цией стал митинг, проведён. 25 февраля 1990 на Централ. стадионе Чебоксар, к-рый был частью общеросс. акции в преддверии проведения выборов в Верх. Совет РСФСР 4 марта 1990. В митинге приняли участие ок. 10 тыс. чел., была принята резолюция, выражавшая недоверие бюро обкома КПСС, правительству республики, област. совету профсоюзов и требовавшая их отставки.

Летом 1990 начался процесс фор­мирования многопартийности. Прошли учредител. съезды социал-демократич. партии Чувашии (сопредседатели Г.И. Иванов, В.П. Ковалёв, А.С. Фёдоров), Крестьян. союза (А.П. Айдак); были созданы регионал. отделения Республикан. партии России (С.В. Тарасов), Демократич. партии России (Н.А. Максимов). В 1991 велась работа по созданию партии конституцион. демократов и социалистич. партии трудящихся. Летом 1991 состоялось организацион. оформление Движения демократич. реформ в Чувашии. Все обществен. движения и партии, претендовавшие на роль оппозицион. политич. сил, не имели в республике значител. социал. базы, их лидеры опирались на недоверие к КПСС, протестное голосование. Правящая пар­тия переживала идеологич. и организацион. кризис, её начали покидать рядовые члены. В 1987 партийные билеты сдали 4 чел., в 1988 – 100 чел. Численность партийной организации стала быстро убывать со 2-й пол. 1989, когда за 6 месяцев из неё вышли 1197 чел., или 1,6%, и одновременно уменьшился приём новых членов. Попытки внутрен. демократизации партии, направлен. на усиление роли первич. организаций, не привели к реал. результатам. Респуб­ликан. партийной организацией в пе­риод «П.» руководили И.П. Прокопьев, А.П. Петров и В.С. Шурчанов.

Демократич. процессы сделали возмож. открытое обсуждение национал. проблем. С кон. 1980-х гг. идея «возрождения чувашской нации» получила развитие в выступлениях в печати писателя М.Н. Юхмы, филолога А.П. Хузангая, историка А.В. Изоркина, экономиста С.Р. Малютина и др. Республикан. руководство правящей партии отрицательно относилось к таким инициативам, но после обсуждения и принятия Пленумом ЦК КПСС 20 сентября 1989 платформы КПСС «О национальной политике в современных условиях» были разработаны основные направления по совершенствованию межнационал. отношений, усилению интернационал. воспитания трудящихся в Чувашии. Проект документа был опубликован, открыто обсуждался в трудовых и партийных коллективах, в ходе чего было внесено ок. 2 тыс. дополнител. предложений. Было поддержано создание Чувашского общественно-культурного центра (ЧОКЦ), к-рый был организован 20 декабря 1989. Председателем правления избран М.Н. Юхма. В марте 1991 был проведён учредител. съезд партии чуваш. национал. возрождения (Чµваш аталану партий‡, ЧАП), программные установки к-рой были нацелены на достижение Чувашией экономич. и политич. суверенитета. ЧАП активно участвовала в политич. событиях 1991, особенно в выборах президента Чувашии. В 1991 также были созданы Центр татар. культуры в с. Чкаловское (ныне Шыгырдан) Батырев. р-на и Мордов. обществен­­­но-культур. центр в с. Напольное Порец. р-на, велась работа по созданию Центра рус. культуры в г. Алатырь.

Период «П.» дал новый импульс развитию литературы и искусства, гуманитар. наук. Началось переосмысление прошлого. Большой резонанс вызвала полемика, связанная с различ. точками зрения на такие историч. события, как присоединение Чувашии к России (1551), демократич. движение в крае в нач. 20 в. и роль в нём различ. партий, голод 1921–22, крестьян. восстание 1921, коллективизация, проблемы национально-государствен. строительства и др. Начался процесс возвращения в историо­графию, литературу трудов репрессирован. или замалчиваемых исследователей и писателей (Г.И. Комиссаров, Д.П. Петров, М.П. Петров, А.П. Милли, В.Е. Рзай, Е.В. Еллиев и др.). Одновременно поя­вились публикации, в основе к-рых лежали непроверенные и недоказанные факты, ненауч. гипотезы и предполо­жения.

Со 2-й пол. 1987 заметным стал процесс ослабления государствен. регулирования жизни церкви. С приближением 1000-летия крещения Руси (1988) стали чаще публиковаться материалы, авторы к-рых брали под защиту интересы верующих. В 1988 были окончательно ликвидированы разного рода запреты и ограничения как в отношении религиоз. общин, так и верующих. К кон. 1985 в Чувашии насчитывалось 42 религиоз. общины, из к-рых 37 – православ., 2 – мусульман., 2 – евангел. христиан-баптистов и 1 – адвентистов седьмого дня. В нач. 1991 количество религиоз. общин РПЦ возросло до 75, мусульман. – до 12, другие остались без изменений. Всего верующие Чувашии к концу «П.» были объединены в 90 зарегистрирован. общин.

В годы «П.» обострились социал. проблемы. Росту денеж. доходов жителей Чувашии (в сред. на 1 чел. 1331 руб. в 1985 и 1982 руб. в 1990) не соответствовало насыщение рынка потребител. товарами. В продаже регулярно отсутст­вовали не только сложные технич. изделия (телевизоры, автомобили, сти­ральные машины и др.), в приобретении к-рых были заинтересованы граждане, но и основные продукты питания. Нерешён. оставались проблемы бытового обслуживания, здравоохранения, культуры, жилья. Всё это способствовало росту недовольства населения, падению авторитета власти. Курс перемен, начатый с целью повышения эффективности производства, улучшения качества жизни, зашёл в тупик, политика «П.» завершилась крахом государства.

И.И. Бойко.
«Песня»

«ПЕСНЯ» – картина П.Г. Кипарисова (холст, масло. 135х167). Написана в качестве диплом. работы, защищена в 1955 в Ленинград. институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Картину включили в постоян. экспозицию Научно-исследовател. музея Академии художеств СССР. Она экспонировалась на выставке 4-го Всемир. фестиваля молодёжи и студентов в г. Варшава (1955). Автор. повторение картины под названием «К.В. Иванов слушает песню» в 1957 было выполнено для Чуваш. государствен. художествен. галереи (ныне музей). Картина стала заметным явлением в чуваш. художествен. культуре. Смысловым цент­ром полотна является фигура поэта. В интерьере крестьян. избы он занимает место почёт. гостя. Его торжественно-печал. лицо пронизано глубокой мыслью и отмечено печатью творческого вдохновения. В композицию картины мастерски введено боковое солнеч. освещение, акцентирующее внимание на фигурах двух поющих девушек и пареньке-музыканте, играющем на самодел. дудочке. Этим приёмом автор выделил зрител. центр картины. Проникающий из окна свет объединил всех героев картины, сделав их участниками незабываемого прикосновения к чуваш. песне.

Ю.В. Викторов.
«Пиçнĕ-пиçмен çырлашăн»

«ПИÇНĔ-ПИÇМЕН ÇЫРЛАШĂН» (За неспелой ягодкой) – произведение И.М. Дмитриева, первое в истории чуваш. музыки хоровое сочинение, написанное в 1908 в жанре гармонизации народ. песни для хора a cappellа и исполненное предположительно осенью 1911 хором Симбир. чуваш. учител. школы под управлением Ф.П. Павлова. В основу положена мелодия одноимён. чуваш. народ. хоровод. песни, открывавшая книгу «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». В народ. напеве автора привлекло гармоничное сочетание пентатонной ладовой основы, ровного ритмического рисунка без смен тактового размера, сквозное мелодическое развитие, в к-ром ни одна из четырёх фраз мелодии точно не повторяется. Эти характер. для чуваш. фольклор. песни черты дополнены глубоким по смыслу поэтическим текстом, воплощающим народ. представления о красоте юности. Поэтическому настрою текста способствует музыкал. образ, передающий завораживающе-плав. поступь медленно вращающегося хоровода. Опираясь на фактурно-гармонические приёмы, восходящие к рус. церковно-певческой практике 19 в., автор в своём сочинении усиливает свойствен. народ. песне возвышенность и статичность. В хоровой партитуре голоса малоподвижны, используются простые аккорды терцового строения, господствуют субдоминантовые соотношения (гармония доминанты избегается). Гармонические обороты основаны на сочетании функционально определённых кварто-квинтовых ходов баса с поступенными ходами-опеваниями. Творческая находка И.М. Дмитриева – включение в диатонический в целом строй хроматической интонации альта, приносящей особую выразительность и неповторимость всему произведению. С.М. Максимов переиздал эту партитуру в своих сборниках 1918 и 1926, считая «П.-п.ç.» наиболее совершен. и высокохудожествен. образцом раскрытия фольклор. образа в дореволюцион. чуваш. музыке.

Л.И. Бушуева.