Название | Статья | Автор |
---|---|---|
Адыл Батыр | АДЫЛ БАТЫР, Атăл Паттăр – по легенде, храбрейший вождь (патша) чувашей, защищавший их от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил их. В него враги пускали сотни стрел, к-рые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит А. Б., и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в сердце. В рассказе М.К. Сеспеля «Дети леса» чуваши поют о том, как в древние времена у них был храбрый герой Атл-батыр, который погиб в бою и похоронен в «золотом гробу, да на дне морском». По преданию, в честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга). В армян.... | В.Д. Димитриев. |
Басня | БАСНЯ, юптару – иносказательно-сатирический жанр дидактического содержания с персонажами животных, растений, схематическими фигурами вещей и людей, с афористическим нравоучительным выводом. Фольклорные Б. близки к лукавым сказкам, анекдотам, притчам, литературные – к вольным сатирич. стихам. Жанр Б. распространён и в чуваш. фольклоре, и в литературе. Первые переводы на чуваш. язык рус., франц., древнегреч. Б.... | В.П. Станьял. |
Бывальщина | БЫВАЛЬЩИНА – жанр сказочной прозы, короткий суеверный рассказ о каком-л. случае, будто бы происшедшем в действительности, повествование о невероят. происшествиях, встречах с «нечистой силой». В чуваш. фольклоре зафиксированы Б. о духах природы, колдунах, привидениях, мертвецах, волшеб. кладах и др. К кон. 20 в. Б.... | В.П. Станьял. |
Детский фольклор | ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР – часть чуваш. народного поэтического творчества: произведения, созданные и исполняемые самими детьми, а также заимствованные ими у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями дет. возраста. Отличается разнообразием жанров и многотемьем. В чуваш. Д.ф. выделяют следующие жанровые группы. Колыбельная поэзия. Включает колыбельные песни и утешительно-развлекател. стишки.... | А.И. Мефодьев. |
Исторические песни | ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ – жанр фольклора: песни, повествующие о минувших событиях в жизни народа. В устном творчестве чувашей И.п. (аваллµх пей‡ч‡сем) генетически родственны татар. и башкир. баитам, имеют нек-рые сюжет. сходства с рус. И.п. От баллад (юрату пей‡ч‡сем) отличаются прежде всего тем, что в них отображены историч. факты. К самым ранним И.п.... | В.Г. Родионов. |
Исторические предания | ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ – повествовател. жанр народнопоэтич. творчества (фольклора), тексты к-рого содержат сведения о реал. лицах и событиях прошлого. Источник возникновения – рассказы очевидцев, к-рые при передаче другим постепенно удаляются от фактич. первоосновы, подвергаясь переработке по законам жанра и придерживаясь устной повествовател. традиции народа. Вымысел при этом чаще всего бывает неосознанным; рассказывающий ориентируется на правдивость событий и действительность героев, этим И.п. близки к мифам и бывальщинам. Своеобразие жанра чуваш.... | В.Д. Димитриев, В.Г. Родионов. |
Пословицы и поговорки | ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ – жанры народного поэтического творчества; краткие, устойчивые, образные изречения, в к-рых отразились народная этика, нравственные и моральные устои общества, народные эстетические идеалы. В них раскрываются семейные взаимоотношения, связь между отдельным человеком и обществом, между иерархич. сословиями и группами этноса. В большей части П. и п. ситуативны, удачно вписываются в более пространный текст бытового диалога. В пословицах отражаются самые разные взаимосвязи жизнен. явлений, очень часто имеющие глубокий философ. смысл. В отличие от пословицы, поговорка менее нравоучительна, в её основе лежат такие поэтические тропы, как гипербола, метафора, сравнение.... | В.Г. Родионов. |
Скороговорки | СКОРОГОВОРКИ, хăвăрт сăмах (хăвăрт каламăш) – быстрая, торопливая речь, шуточный жанр народного словесно-игрового творчества. В основе произведений – труднопроизносимые слова и выражения. В чуваш. устно-поэтич. творчестве распространены небольшие стихотвор. и прозаич. произведения, состоящие из одной или нескольких фраз, к-рые необходимо проговорить быстро и без запинки. Основная их функция – развлекательно-познавательная. Тексты С. были распространены как форма, способствующая развитию устной речи.... | В.А. Ендеров. |
Считалки | СЧИТАЛКИ, сумалли сăмахсем – жанр детского словесно-игрового фольклора. В чуваш. устно-поэтическом творчестве – небольшие произведения стихотвор. или прозаич. формы, распространённые среди детей млад. и сред. возраста. Используются при необходимости определения очерёдности или распределения ролей между участниками игр – ведущего (командира, начальника) и др. участников. Первоначально были в ходу в среде молодёжи, а затем перешли к детям.... | В.А. Ендеров. |
Сюжетосложение народной песни | СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ – структурная основа развёртывания смыслового содержания поэтического текста, в устном народном творчестве определяется традиционными для каждой культуры композиционными формами и закономерностями. Выделяются 2 рода сюжетов, различающихся по принципам их сложения. Первый основан на последовател. изложении хода событий. Его глав. элементы, полностью или частично присущие изложению, – завязка, кульминация и развязка, т.е. его характеризует в первую очередь последовательность действия, временной аспект. Событийно-повествовател. род С.н.п. является основным в поэзии многих культур мира, особенно тех, в к-рых преобладают песни эпических и повествовател.... | М.Г. Кондратьев. |
Устное народное творчество | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – см. Народное поэтическое творчество.... | |
Фольклор | ФОЛЬКЛОР – см. Народное поэтическое творчество.... | |
Фольклоризм | ФОЛЬКЛОРИЗМ – освоение и трансформация традиционного аутентичного фольклора в различных сферах культуры современного общества. К Ф. относятся также «вторичные» фольклорные явления в массовой культуре, художествен. самодеятельности, на сцене. Проблемы Ф. впервые рассмотрены в 1930-х гг. в трудах филологов; широко начали обсуждаться в последней трети 20 в., когда он стал предметом комплексного изучения фольклористов, литературоведов, искусствоведов, социологов. Проявления Ф. в музыке исследовались в отечеств. науке в 1970–80-х гг.... | Л.И. Бушуева, А.П. Хузангай. |
Фольклористика | ФОЛЬКЛОРИСТИКА – наука о народном творчестве; в широком смысле также о музыкальном, танцевальном фольклоре и т.д.; в узком смысле слова – о народном поэтическом творчестве. Первые записи фольклор. текстов предков чувашей относятся к 5–6 вв. н.э. (предания гунно-болгар о тотем. предке в образе оленя или быка и др.). В рус. летописи 985 зафиксированы слова традицион. клятвы волж. болгар, в сочинениях Ибн Фадлана (10 в.) – мифы и воззрения волж.... | В.Г. Родионов. |
Фольклорное исполнительство | ФОЛЬКЛОРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО – вид музыкального искусства устной традиции, исторически сложившаяся форма художественного творчества. Ф.и. востребовано в современ. культуре чуваш. народа, несмотря на развитие письмен. форм музыкального исполнительства. Включает в себя вокал. (ансамблевое и сольное) и инструментал. (в т.ч. ансамблевое и сольное, аккомпанирующее пению и танцам) музицирование и танцы.... | М.Г. Кондратьев. |
Фольклорный стих | ФОЛЬКЛОРНЫЙ СТИХ, халăх сăвви – устная художественная речь, фонетически расчленённая на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеряемые между собой. Основными компонентами Ф.с. являются композицион. блок (строфа), ритм и метр, повтор и аллитерация. В основе композицион. блока, в отличие от строфы, лежит поэтический образ, поэтическая семантика, а не синтаксис или равное количество строк. По типу внутренних сцеплений образов или ассоциативных сравнений выделяются композицион. блоки ступенчатые (с усилением или ступенчатым сужением смысла, образа), сопоставительные (со сравнением 2 частей, глав. обр. природы и человека) и ступенчато-сопоставительные (со ступенчатым движением образов с сопоставлением в завершающей части).... | В.Г. Родионов. |