Название | Статья | Автор |
---|---|---|
Вечерняя школа | ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА – вечернее (сменное) общеобразовател. учреждение, предоставляющее гражданам Росс. Фед. любого возраста реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) образование без отрыва от производства, давая основу для последующего образования и самообразования, осознан. выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. В зависимости от конкрет. условий работы учащихся на производстве занятия в школе могут проводиться как в утреннее, так и в вечернее время. Продолжительность учеб. года – 36 недель. Особенностью учеб.... | Е.Г. Хрисанова, Н.Г. Краснов. |
Гимназия | Урок в гимназии №4. Чебоксары. ГИМНАЗИЯ – среднее общеобразовател. учеб. заведение. В России первая гимназия организована в 1725 при Академии наук в Петербурге, в 1755 открыта в Москве при университете, в 1758 – в Казани. Первоначально, по уставу 1804, Г. были бессослов. учеб. заведениями, по уставу 1828 предназначались для детей дворян и чиновников.... | Е.Г. Хрисанова. |
Дворец детского и юношеского творчества | Дворец детского и юношеского творчества. Чебоксары. ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (в 1936–86 – Дворец пионеров и октябрят) – муниципальное образовател. учреждение дополнител. образования «Чебоксарский городской дворец детского и юношеского творчества» (ныне Дворец детского (юношеского) творчества). Координирующий и методич. центр массовой внешкол. учебно-воспитател. работы с учащимися: организационно-массовой, культурно-просветительной, технич. творчества, туристско-краеведческой, экскурсионной, военно-спортивной и т.д.... | Т.С. Сергеев. |
Детская музыкальная школа | Урок в музыкальной школе им. С.М. Максимова. Чебоксары. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА (ДМШ) – начальная ступень профессионал. музыкал. образования, один из видов школы дополнител. образования детей, наряду с Детской художественной школой и Детской школой искусств. ДМШ выполняет функции широкого художественно-эстетич. просвещения и воспитания детей, а также обеспечивает возможность раннего выявления таланта и профессионал.... | Г.И. Михайлова. |
Детская художественная школа | Детская художественная школа им. Э.М. Юрьева. Чебоксары. ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА (ДХШ) – начальная ступень профессионал. художествен. образования, один из видов школы дополнител. образования детей, наряду с Детской музыкальной школой и Детской школой искусств. В деятельности ДХШ основной функцией является воспитание художествен. вкуса, создание условий для профессионал.... | Г.И. Михайлова. |
Детская школа искусств | ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ (ДШИ) – начальная ступень профессионал. музыкал., художествен. и хореографич. образования, один из видов школы дополнител. образования детей (см. также Детская музыкальная школа, Детская художественная школа). Почти все ДШИ республики образовались на базе детских музыкал. школ (путём открытия новых специальностей) либо в результате слияния музыкал. и художествен. школ.... | Г.И. Михайлова. |
Детско-юношеские спортивные школы | Тренировка в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по спортивной гимнастике. Чебоксары. ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ (ДЮСШ) – внешкольные учреждения дополнительного образования, созданные для всесторон. воспитания и развития детей, подготовки квалифицирован. юных спортсменов. ДЮСШ создаются при органах образования, добровольных спортив. обществах, на промышлен. предприятиях, ведомствах и т.д., руководствуются в своей работе типовыми положениями, программами и методич. пособиями для школ по видам спорта. Занятия в ДЮСШ проводятся в свободное от учёбы время.... | Н.Г. Скородумов. |
Кадетская школа | КАДЕТСКАЯ ШКОЛА – среднее общеобразовательное закрытое военно-учебное заведение. Основные цели – интеллектуал., культур., физич. и нравствен. развитие обучающихся, адаптация к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на граждан. и воен. поприщах. Наряду с общеобразовател. программами начал., основ. и сред. (полного) общего образования реализует дополнительные, имеющие целью воен.... | Е.Г. Хрисанова. |
Лицей | ЛИЦЕЙ (Lykeion) – тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем. Имея более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией, даёт повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала. В Росс. Фед. в нач. 1990-х гг. название Л. приняли нек-рые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определённому профилю. Первый Л. (№1) в Чуваш.... | Е.Г. Шаронова. |
Музыкальные школы | МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, см. Детская музыкальная школа, Детская школа искусств.... | |
Начальное образование | НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – первая ступень общего образования, обеспечивающая овладение элементарными знаниями по языку, математике, о природе и обществе, основными учебными умениями и навыками. Первыми учеб. заведениями Н.о. на территории Чувашии были малые народные училища в Алатыре (1787), Чебоксарах (1789), Ядрине (1791). Предметами обучения в них были основы православ. религии, чтение, письмо, арифметика. Численность учащихся составляла примерно 20–30 чел. В 1-й пол. 19 в. появились новые типы начал.... | Л.А. Ефимов, А.П. Петрянкина, Е.Г. Шубникова. |
Образование | Таблицы 1, 2 Станция юных техников. Учащиеся на занятиях кружка моделирования. Чебоксары. Начало 1980-х гг. Чебоксарский электромеханический колледж. Ресурный центр в области электротехники. Фото 2009. Гимназия №5. Урок биологии. Чебоксары.... | А.П. Петрянкина, М.Г. Харитонов, М.Г. Столярова. |
Образование дополнительное | ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ осуществляется через дополнительные образовательные программы и услуги, к-рые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, составная часть системы образования и воспитания. О.д. реализуется в общеобразовател. и образовател. учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовател. программ; в образовател. учреждениях О.д. (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профориентации, музыкал. и художествен. школах, школах искусств, домах творчества, на станциях техников, натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуал.... | М.Г. Харитонов, О.С. Сазонова. |
Общее образование | Программа «Школьный автобус» в действии. Кугесьский лицей. Чебоксарский район. Фото 2009. Чурачикская средняя общеобразовательная школа. Комсомольский район. Фото 2009. Открытие Шихазанской средней общеобразовательной школы им. М. Сеспеля.... | М.Г. Харитонов, Л.А. Ефимов, О.С. Сазонова, М.Г. Столярова. |
Центр психолого-медико-социального сопровождения "Содружество" | ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» – муниципальное бюджетное учреждение, открыто в Чебоксарах в 1992. Оказывает квалифицирован. помощь детям, родителям, педагогам, специалистам, администрациям образовател. учреждений, обеспечивает адрес. и непрерыв. диагностич. сопровождение участников образовател. процесса в муниципал. системе образования. Направления работы: коррекционно-развивающее, профилактич., консультатив., исследовательско-диагностич., проектно-эксперт., научно-методическое.... | Н.Н. Васильева. |
Школа общеобразовательная | ШКОЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы. В 2010/11 учеб. году в Чуваш. Респ. насчитывалось 503 государствен. общеобразовател. школы, в т.ч. 123 город. и 380 сельских. В числе днев.... | И.В. Ядранская. |
Школа специальная | ШКОЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ – образовательное учреждение для детей школьного возраста, имеющих особые образовательные потребности. Существуют для глухих детей, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигател. аппарата, с трудностями в обучении – задержкой психич. развития, с умствен. отсталостью. Начали создаваться в 20–30-х гг. 20 в. В Чувашии первая Ш.с. открыта в 1931 в с. Ишлей-Покровское (ныне с.... | Т.В. Романова. |
Школа-интернат | ШКОЛА-ИНТЕРНАТ – государственное общеобразовательное учреждение общественного воспитания для учащихся, не имеющих необходимых материальных и моральных условий в семье. Создавались в СССР с 1956. Существуют несколько типов общеобразовател. Ш.-и.: общего типа – для детей из семей, не имеющих необходимых условий воспитания; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родител. прав и т.п.; санаторного типа – для детей, страдающих различ. заболеваниями; специальные – для имеющих недостатки в физич. или умствен. развитии, препятствующие обучению в обычной общеобразовател. школе. Особый тип Ш.-и.... | М.Г. Харитонов, А.П. Михайлов. |