-
Название Статья Автор
Вечерняя школа ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА – вечернее (сменное) общеобразовател. учреждение, предоставляющее гражданам Росс. Фед. любого возраста реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) образование без отрыва от производства, давая основу для последующего образования и самообразования, осознан. выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. В зависимости от конкрет. условий работы учащихся на производстве занятия в школе могут проводиться как в утреннее, так и в вечернее время. Продолжительность учеб. года – 36 недель. Особенностью учеб.... Е.Г. Хрисанова, Н.Г. Краснов.
Гимназия Урок в гимназии №4. Чебоксары. ГИМНАЗИЯ – среднее общеобразовател. учеб. заведение. В России первая гимназия организована в 1725 при Академии наук в Петербурге, в 1755 открыта в Москве при университете, в 1758 – в Казани. Первоначально, по уставу 1804, Г. были бессослов. учеб. заведениями, по уставу 1828 предназначались для детей дворян и чиновников.... Е.Г. Хрисанова.
Дворец детского и юношеского творчества Дворец детского и юношеского творчества. Чебоксары. ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (в 1936–86 – Дворец пионеров и октябрят) – муниципальное образовател. учреждение дополнител. образования «Чебоксарский городской дворец детского и юношеского творчества» (ныне Дворец детского (юношеского) творчества). Координирующий и методич. центр массовой внешкол. учебно-воспитател. работы с учащимися: организационно-массовой, культурно-просветительной, технич. творчества, туристско-краеведческой, экскурсионной, военно-спортивной и т.д.... Т.С. Сергеев.
Детская музыкальная школа Урок в музыкальной школе им. С.М. Максимова. Чебоксары. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА (ДМШ) – начальная ступень профессионал. музыкал. образования, один из видов школы дополнител. образования детей, наряду с Детской художественной школой и Детской школой искусств. ДМШ выполняет функции широкого художественно-эстетич. просвещения и воспитания детей, а также обеспечивает возможность раннего выявления таланта и профессионал.... Г.И. Михайлова.
Детская художественная школа Детская художественная школа им. Э.М. Юрьева. Чебоксары. ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА (ДХШ) – начальная ступень профессионал. художествен. образования, один из видов школы дополнител. образования детей, наряду с Детской музыкальной школой и Детской школой искусств. В деятельности ДХШ основной функцией является воспитание художествен. вкуса, создание условий для профессионал.... Г.И. Михайлова.
Детская школа искусств ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ (ДШИ) – начальная ступень профессионал. музыкал., художествен. и хореографич. образования, один из видов школы дополнител. образования детей (см. также Детская музыкальная школа, Детская художественная школа). Почти все ДШИ республики образовались на базе детских музыкал. школ (путём открытия новых специальностей) либо в результате слияния музыкал. и художествен. школ.... Г.И. Михайлова.
Детско-юношеские спортивные школы Тренировка в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по спортивной гимнастике. Чебоксары. ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОР­ТИВНЫЕ ШКОЛЫ (ДЮСШ) – внешкольные учреждения дополнительного образования, созданные для всесторон. воспитания и развития детей, подготовки квалифицирован. юных спортсменов. ДЮСШ создаются при органах образования, добровольных спортив. обществах, на промышлен. предприятиях, ведомствах и т.д., руководствуются в своей работе типовыми положениями, программами и методич. пособиями для школ по видам спорта. Занятия в ДЮСШ проводятся в свободное от учёбы время.... Н.Г. Скородумов.
Кадетская школа КАДЕТСКАЯ ШКОЛА – среднее общеобразовательное закрытое военно-учебное заведение. Основные цели – интеллектуал., культур., физич. и нравствен. развитие обучающихся, адаптация к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на граждан. и воен. поприщах. Наряду с общеобразовател. программами начал., основ. и сред. (полного) общего образования реализует дополнительные, имеющие целью воен.... Е.Г. Хрисанова.
Лицей ЛИЦЕЙ (Lykeion) – тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем. Имея более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией, даёт по­вышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала. В Росс. Фед. в нач. 1990-х гг. название Л. приняли нек-рые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определённому профилю. Первый Л. (№1) в Чуваш.... Е.Г. Шаронова.
Музыкальные школы МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, см. Детская музыкальная школа, Детская школа искусств....
Начальное образование НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – первая ступень общего образования, обеспечивающая овладение элементарными знаниями по языку, математике, о природе и обществе, основными учебными умениями и навыками. Первыми учеб. заведениями Н.о. на территории Чувашии были малые народные училища в Алатыре (1787), Чебоксарах (1789), Ядрине (1791). Предметами обучения в них были основы православ. религии, чтение, письмо, арифметика. Численность учащихся составляла примерно 20–30 чел. В 1-й пол. 19 в. появились новые типы начал.... Л.А. Ефимов, А.П. Петрянкина, Е.Г. Шубникова.
Образование Таблицы 1, 2 Станция юных техников. Учащиеся на занятиях кружка моделирования. Чебоксары. Начало 1980-х гг. Чебоксарский электромеханический колледж. Ресурный центр в области электротехники. Фото 2009. Гимназия №5. Урок биологии. Чебоксары.... А.П. Петрянкина, М.Г. Харитонов, М.Г. Столярова.
Образование дополнительное ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ осуществляется через дополнительные образовательные программы и услуги, к-рые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, составная часть системы образования и воспитания. О.д. реализуется в общеобразовател. и образовател. учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовател. программ; в образовател. учреждениях О.д. (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах проф­ориентации, музыкал. и художествен. школах, школах искусств, домах творчества, на станциях техников, натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуал.... М.Г. Харитонов, О.С. Сазонова.
Общее образование Программа «Школьный автобус» в действии. Кугесьский лицей. Чебоксарский район. Фото 2009. Чурачикская средняя общеобразовательная школа. Комсомольский район. Фото 2009. Открытие Шихазанской средней общеобразовательной школы им. М. Сеспеля.... М.Г. Харитонов, Л.А. Ефимов, О.С. Сазонова, М.Г. Столярова.
Центр психолого-медико-социального сопровождения "Содружество"   ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» – муниципальное бюджетное учреждение, открыто в Чебоксарах в 1992. Оказывает квалифицирован. помощь детям, родителям, педагогам, специалистам, администрациям образовател. учреждений, обеспечивает адрес. и непрерыв. диагностич. сопровождение участников образовател. процесса в муниципал. системе образования. Направления работы: коррекционно-развивающее, профилактич., консультатив., исследовательско-диагностич., проектно-эксперт., научно-методическое.... Н.Н. Васильева.
Школа общеобразовательная ШКОЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы. В 2010/11 учеб. году в Чуваш. Респ. насчитывалось 503 государствен. общеобразовател. школы, в т.ч. 123 город. и 380 сельских. В числе днев.... И.В. Ядранская.
Школа специальная ШКОЛА СПЕЦИАЛЬНАЯ – об­разовательное учреждение для детей школьного возраста, имеющих особые образовательные потребности. Существуют для глухих детей, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигател. аппарата, с трудностями в обучении – задержкой психич. развития, с умствен. отсталостью. Начали создаваться в 20–30-х гг. 20 в. В Чувашии первая Ш.с. открыта в 1931 в с. Ишлей-Покровское (ныне с.... Т.В. Романова.
Школа-интернат ШКОЛА-ИНТЕРНАТ – государственное общеобразовательное учреждение общественного воспитания для учащихся, не имеющих необходимых материальных и моральных условий в семье. Создавались в СССР с 1956. Существуют несколько типов общеобразовател. Ш.-и.: общего типа – для детей из семей, не имеющих необходимых условий воспитания; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родител. прав и т.п.; санаторного типа – для детей, страдающих различ. заболеваниями; специальные – для имеющих недостатки в физич. или умствен. развитии, препятствующие обучению в обычной общеобразовател. школе. Особый тип Ш.-и.... М.Г. Харитонов, А.П. Михайлов.