-

Обзор статей

Название Статья Автор
«Шă­мăршă хыпарĕ»

«ШĂМĂРШĂ ХЫПАРĔ» (Шемуршинские вести) Шемуршинская районная газета. Выходит 2 раза в неделю на чуваш. языке. Учредителями являются Мин-во информацион. политики и массовых коммуникаций Чуваш. Респ. и редакция газеты. Издаётся с августа 1932. До июня 1938 выходила под названием «Колхозник сасси» (Голос колхозника), по декабрь 1956 – «Сталин ялавĕпе» (Со знаменем Сталина), до 1991 – «Коммунизм çулĕ» (Путь коммунизма), с 1991 – современ. название. Весной 1962 в связи с созданием межрайон. газет выпуск временно был приостановлен, возобновлён в апреле 1965. Освещает общественно-политич. жизнь района и республики в целом, рассказывает о жителях района. Редакторы: Н.Д. Косойкин, Н.О. Падиаров, П.И. Фомин, И.М. Саландаев и др.; с 2012 Т.Ф. Федотова. Тираж 2029 экз. (2015).

Е.Ф. Арланова.
«Шукофа»

«ШУКОФА» – предприятие по производству кожгалантерейных изделий. Основано в 1937 в г. Шумерля как артель «Партизан», с 1960 кожгалантерейная фабрика, с 1965 Шумерлин. кожгалантерейная фабрика, в 1992 преобразована в промышленно-торговую фирму «Ш.», с 1996 ООО, с 1998 ОАО. Занима­лось изготовле­ни­ем дубовой клёпки, выпуском швейных изделий, текстил. галантереи. Предприятие имеет 2 цеха по пошиву, раскройный цех, механич. цех по ремонту оборудования и изготовлению запасных частей, 2 магазина. Ассортимент продукции составляют: ранцы ученические; сумки дорожные, спортив., молодёж., хозяйствен.; портфели и т.д. В 2013 произведено 250,7 тыс. изделий. Численность работающих 209 чел. (2013). Партнёром «Ш.» является кожгалантерейная фабрика «Медведково» (Москва).

З.А. Трифонова.
«Шурăмпуç»

«ШУРĂМПУÇ» (Заря) – первый чувашский общественно-политический, научный и литературный журнал, орган Чувашского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей. Выходил в г. Казань на чуваш. языке. Издавался с 1919 по 1921. Сыграл большую роль в развёртывании политич. работы среди чувашей, знакомил с историей, литературой и искусством чуваш. народа, с основами естественнонауч. зна­ний. Печатались статьи на медицин. темы, имевшие большое значение в борьбе с различ. эпидемич. заболеваниями, публиковались произведения чуваш. классиков, переводы рус. писателей. Тираж до 5000 экз.

Е.Ф. Арланова.
«Шывармань»
Сцена из оперы «Шывармань». Фото 2010.
Сцена из оперы «Шывармань». Фото 2010.

«ШЫВАРМАНЬ» (Водяная мельница) – опера Ф.С. Васильева в 3 действиях, 5 картинах с прологом и интермедией по одноимённой поэме А.Е. Алги. Написана в 1957. Либретто А.Е. Алги. Сюжет разворачивается в чуваш. деревне накануне революции 1905. Основу музыкал. языка составляют народно-песен. интонации. Музыкал. действие основано на противопоставлении и взаимодействии разнообраз. драматургич. и образных пластов; один из важнейших – образ народа, воплощённый в хоровых сценах различ. эмоционал. направленности. Музыкально-тематич. ядром в развитии образа народа стал хор из пролога «Ĕнтĕ вăрман кашлать» (Шумят леса), мелодия к-рого на протяжении всей оперы подвергается жанровому, интонационно-ритмическому и фактурному преобразованию. Портрет. характеристики действующих лиц ярко индивидуализированы. Для воплощения противополож. образных линий композитором разделены средства музыкал. выразительности: для обрисовки положител. персонажей (Сарби, Атнер, Палля) выбраны в основном ариозно-песен. стиль и определённые вокал. формы – ария, ариозо, песня, монолог; отрицател. персонажи (Арлан, Чагак) наделены речитативными и острыми декламацион. интонациями (особенно партия Арлана). Наиболее рельефно в опере воплощён образ глав. героини оперы – Сарби. В лирико-драматич. развитии её партии автор использовал лейтмотивный прин­цип, обогатил песен. начало декламацион. элементами (монолог Сарби).

«Ш.» ставилась несколько раз. Премьера состоялась 22 мая 1960 на сцене Чуваш. музыкально-драматич. теа­тра (режиссёр Б.С. Марков, дирижёр Л.О. Волынский, художник П.Д. Дмитриев, хормейстеры Е.Т. Волкова, Ф.С. Васильев, балетмейстер В.Ф. Богданов). Первыми исполнителями глав. партий были Р.Н. Ахметбекова (Сар­би), М.И. Денисов (Атнер), В.И. Елфимов (Арлан), Т.И. Чумакова (Чегесь), Т.Ф. Соколова (Чагак), А.А. Александров (Садай), И.Н. Охливанкин (Палля).

В 1980-х гг. опера «Ш.» ставилась в Чуваш. государствен. музыкал. театре (ныне Чуваш. государствен. театр оперы и балета) на основе выполненной композитором в 1974 новой музыкал. редакции, к-рая не предполагала су­ществен. изменений в общей концепции и трактовке музыкально-сценич. образов. Постановку 4 апреля 1981 осу­ществили режиссёр А.Г. Васильев, дирижёр Г.С. Максимов, хормейстеры А.А. Фишер и Ю.А. Дмитриева, балетмейстер Н.Н. Никифоров. Партии испол­няли А.В. Зинкина (Сарби), Ю.А. Прокопьев (Атнер), А.В. Ковалёв (Арлан), З.З. Андреева (Чегесь), Т.Ф. Соколова (Чагак), Ю.А. Гордеев (Палля). Премьерой 12 декабря 1987 представлена постановка режиссёра И.А. Дмитриева. Дирижёром выступил Ш.К. Мегрелишвили, хормейстером А.А. Фишер, балетмейстером Н.Н. Никифоров, художником С.К. Кошкин, исполнителями пар­тий – З.Н. Прокопьева (Сарби), Ю.А. Прокопьев (Атнер), А.В. Ковалёв (Арлан), З.З. Андреева (Чегесь), М.Е. Мурзакова (Чагак), С.А. Иванов (Палля).

23 ноября 2010 в рамках 20-го оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова состоялась премьера 4-й постановки «Ш.», в режиссёр. концепции к-рой внимание акцентировано на воплощении народ. обрядовости и лирико-психологич. драмы героев, социально-политич. аспект ушёл на второй план. Опера поставлена в 2 актах, режиссёр М.Ю. Жучин, дирижёр О.С. Нестерова, художник В.В. Фёдоров, балетмейстеры Е.Г. Лемешевская, Г.Ф. Никифорова, хормейстер А.А. Фишер, ис­полнители Т.В. Прытченкова (Сарби), Н.Н. Иванов (Атнер), К.Г. Москалёв (Арлан), Л. Васюхина (Чегесь), М.Н. Финогенова (Чагак), И.В. Снигирёв (Палля).

С.В. Ильина.
Шăнкăрав

ШĂНКĂРАВ [шънгърав], шăнкăра – ударный самозвучащий музыкальный инструмент народный чувашский, колокольчик. Использовался в конской упряжи, подвешивался на шею свободно пасущихся домашних животных. Дужные колокольчики отливались из сплава меди и серебра на предприятиях Чувашии (см. Колоколенное производство).

М.Г. Кондратьев.
Шăпăр

ШĂПĂР [шъбър], шăппăр (от перс. шейпур – музыкальная труба, рожок, флейта) – духовой язычковый музыкальный инструмент народный чувашский, волынка-пузырь. Одна из 2 разновидностей волынки (наряду с сăрнай), бытующих у чувашей. Широко использовался в культовой и обрядовой практике как сольно, так и в ансамблях с др. инструментами. Представляет собой резервуар из бычьего или свиного мочевого пузыря, имеющий трубку для вдувания воздуха и 2 соединённые общим раструбом металлич. (обычно оловянные) мелодические трубки длиной 160–230 мм с 2–3 (левая трубка), 3–4 (правая) игровыми отверстиями. На тыльной стороне правой трубки для настройки имелись 3–7 отверстий, прикрытых воском. Пищики делались из тростника или гусиного пера, в нек-рых районах они были двойными. Инструмент двухголосный. Звукоряды не регламентированы; зафиксированы, напр., d - e - fis - g, dis - e - fis - g - gis и др. На Ш. играли мужчины. Музыкант-шă­пăрçă, игравший на свадьбах, считался колдуном. Для первоначального обучения игре на Ш., для детских игр, а также в случае повреждения воздушного резервуара использовался так называемый Ш. вулли (букв. ствол Ш.), вынимаемый из втулки (подобие двойной жалейки).

М.Г. Кондратьев.
Шăрçа
Шăрçа. Шăрçаллă çуха.
Шăрçа. Шăрçаллă çуха.

ШĂРÇА [шързя] – бусы, бусинка; девичье и женское шейное украшение с последовательно нанизанными на нить или конский волос бусами или бисером – нитка бус, ожерелье. Чуваши для создания украшений использовали бу­сы из прозрачного или непрозрачно­го стекла, простых и полудрагоценных камней, кораллов, олова. Наряду с бусами круглой, биконической, цилин­дрической и чечевицеобразной формы в ритмическом порядке нанизывались раковины каури и серебряные монеты (ну­храт). В ходе эволюции из простых по форме Ш. возникли разновидности шейных украшений типа мăй çыххи и çуха.

Г.Н. Иванов-Орков.
Шăрттан

ШĂРТТАН [шърттан] – мясное блюдо традиционной пищи чувашской. Готовили из баранины: тщательно промытый желудок начиняли мелко нарезанным и хорошо подсоленным жирным мясом без костей, зашивали суровыми нитками и запекали на сковороде в пе­чи в несколько приёмов в течение 3–4 дней. Жидкость, стекавшую на сковороду, сливали. Правильно приготовленный Ш. хранился долго. Считался наиболее предпочтительным угощением для почётных гостей. В страдную пору летом использовали при приготовлении супов. В нач. 21 в. Ш. изготавливают не только из баранины, но и свинины, реже из др. видов мяса, иногда субпродуктов. Ш. входит в состав современ. национал. кухни, его производство в Чувашии налажено на предприятиях пищевой промышленности.

Г.Б. Матвеев.
Шăхлич(ĕ)

ШĂХЛИЧ(Ĕ) [шъхлич(ь)] – духовой свистящий музыкальный инструмент народный чувашский, продольная флейта. Изготавливается из полых стеблей растений (камышового тростника), клёна, липы или жести. Инструмент был традиционен для пастухов, развлечений молодёжи по окончании весеннего сева (у верховых чувашей – гуляний в лесу), в пору сенокоса (после трудового дня). Длина инструмента 350–395 мм. Встречается 2 видов: свистковые Ш., т.е. со свистковым механизмом (пµкµллµ Ш., букв. Ш. с пробкой), и без него (открытые). Свистковые Ш. имеют 2, 4 или 7 игровых отверстий (7-е на тыльной стороне). Звукоряды не регламентированы, напр., у свистковых Ш. зафиксированы строи: с 2 отверстиями – a - h - cis1 - d1 - a1 - h1 - cis2 - d2 - e2 - fis2 - gis2 - a2; с 4 отверстиями – a - b - h - c1 -cis1 - d1 - e1 - f1 - b1 ; с 7 отверстиями – d1 - e1 - fis1 - g1 - a1 - h1 - cis2 - d2 - e2 - fis2.

У открытых Ш. 5–6 игровых отверстий. Один из зафиксированных звукорядов: a - b - h - cis1 - dis1 - eis1 - a1.

На Ш. исполняются мелодии лирического и танцевал. характера, иногда песенные. Используется как сольно, так и в ансамблях.

М.Г. Кондратьев.
Шÿлкеме

ШŸЛКЕМЕ [шюл’гем’е] – девичье нагрудное украшение: подвеска в виде прямоугольной кожаной пластины с пришитыми в несколько рядов мелкими монетами, разноцветным бисером с 3 сторон и плотным рядом раковин каури, подвешенными к нижней кромке. Ш. верховых и средненизовых чувашей по форме и размеру аналогичны жен. нагруд. подвескам сурпан çакки, но не имеют треугол. металлич. пряжки-застёжки (çеçтенкĕ). Замужние жен­щи­ны верховых чувашей часто сшивали Ш. и сурпан çакки вместе. Такое массивное украшение называлось йĕ­кĕрлĕ Ш.

Г.Н. Иванов-Орков.