Название | Статья | Автор |
---|---|---|
«Айдар» | Сцена из спектакля "Айдар". Ахтубай – Г.Ф. Фадеев, Пинерби – Т.Н. Ерусланова, мать Пинерби – Е.В. Шорникова. 1948. «АЙДАР», «Айтар» – историко-легендарная драма П.Н. Осипова в 4 действиях, 6 картинах с прологом, посвящённая поэту К.В. Иванову. Сочинение 1924.... | Т.Ф. Кашаева. |
«Арçури» | «АРÇУРИ» – мифологизированая лиро-эпическая поэма М.Ф. Фёдорова (1848–1904), одно из первых произведений, относящихся к классике чуваш. литературы, созданное предположительно в 1874–75. На рубеже 19–20 вв. в Чуваш. крае повсеместно распространялась в рукопис. списках. В Науч. архиве Чуваш. государствен.... | В.П. Станьял. |
«Казанский летописец» | «КАЗАНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ», «Казанская история», «Сказание вкратце от начала царства Казанского и о брани, и о победах великих князей Московских со цари казаньскими, и о взятии царства Казани, еже ново бысть» – историческая повесть о Казанском ханстве, источник по истории Чувашии. Составлена в 1564–65 неизвест. русским автором, к-рый ок. 20 лет находился в Казани в плену, по фольклорным, литератур., историч. источникам и личным наблюдениям. Содержит сведения о территории, населении, городах, археологич. памятниках Волж. Болгарии. Среди местных народов «К.л.» выделяет «горную черемису» (чувашей), рассказывает об участии «черемисов» в войнах Казан. ханства с Россией, о походах рус.... | Ю.В. Гусаров. |
«Кай, кай Ивана» | Сцена из комедии "Кай, кай Ивана". Кузяк - Е.Н. Никитин, Паша - С.Н. Михайлова. 1960-е гг. «КАЙ, КАЙ ИВАНА» (Выйди, выйди за Ивана) – комедия в 3 действиях, классич. произведение чуваш. драматургии. Написана в 1955 Н.С. Айзманом.... | Г.В. Кириллов. |
«Нарспи» | «НАРСПИ» – стихотворное произведение К.В. Иванова. Названо именем глав. героини, состоит из 2078 строк. Создано в кон. 1907 – нач. 1908, впервые издано в книге «Сказки и предания чуваш» (Симбирск, 1908) как стихотвор. предание, записан. в Белебеев. у.... | В.Г. Родионов. |
«Сутра» | «СУТРА» (На суде) – драматическое произведение Ф.П. Павлова. Написано осенью 1917. Пьеса имеется в трёх редакциях. Первая написана в октябре–ноябре и поставлена на сцене Акулев. народ. театра в декабре 1917. Роль глав. персонажа Ухтеркке исполнил К.Е. Егоров.... | В.Г. Родионов. |
«Тилли юррисем» | «ТИЛЛИ ЮРРИСЕМ» (Песни Тилли) – лиро-эпическое произведение П.П. Хузангая. В основу сюжета положена циклизация песен вокруг этапов жизни лирического героя по имени Тилли. Тенденция к такой циклизации наблюдается и в чуваш. народном поэтическом творчестве, но идея создания стихотвор. лиро-эпики у поэта созрела в ходе работы над переводом карело-фин. эпоса «Калевала» (1933). Работа над «Т.ю.» шла длител. время; имеются 2 редакции: первая (35 песен, 1933–37) и вторая (56 песен, 1938–40). Композиция последней редакции построена по циклам основных тем и мотивов, глав.... | В.Г. Родионов. |
«Уй варринче» | Партитура «УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М.... | М.Г. Кондратьев. |
«Ялта» | Титульный лист книги Ф.П. Павлова "Ялта". 1922. «ЯЛТА» (В деревне) – драма Ф.П. Павлова в 4 действиях, одно из первых значительных произведений чувашской драматургии. Пьеса задумана автором в годы Первой мировой войны, первые наброски относятся к кон. 1916, когда Ф.П. Павлов переехал в Ядрин. у. и начал работать сел.... | Г.В. Кириллов. |
Авангардизм | АВАНГАРДИЗМ (от франц. avant-garde, от avant – передовой и garde – отряд) – условное наименование художественно-литературных движений, концепций, идей, творчества отдельных мастеров 20 в., для к-рых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися академическими принципами и традициями, поиски новых средств выражения и содержания произведений. Новации А. часто основаны на последних достижениях науки и техники. В рус. художествен. критике термин А. впервые применил А. Бенуа. «Классический» русский авангард нач.... | А.П. Хузангай, А.И. Мордвинова, М.Г. Кондратьев. |
Адыл Батыр | АДЫЛ БАТЫР, Атăл Паттăр – по легенде, храбрейший вождь (патша) чувашей, защищавший их от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил их. В него враги пускали сотни стрел, к-рые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит А. Б., и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в сердце. В рассказе М.К. Сеспеля «Дети леса» чуваши поют о том, как в древние времена у них был храбрый герой Атл-батыр, который погиб в бою и похоронен в «золотом гробу, да на дне морском». По преданию, в честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга). В армян.... | В.Д. Димитриев. |
Антология | АНТОЛОГИЯ (от греч. anthos – цветок и lego – собираю) – сборник избранных произведений или их фрагментов разных авторов, объединяющий литературу определённого рода, жанра, периода, направления, народа и т.д. В чуваш. художествен. культуре составление А. практикуется с 19 в. Своеобразными А. можно назвать книги «Чувашские разговоры и сказки» (1853, сост. С.М. Михайлов), «Сказки и предания чуваш» (1908, сост.... | В.П. Никитин, М.Г. Кондратьев. |
Ассоциация русских писателей Чувашской Республики | АССОЦИАЦИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ возникла во время распада Союза писателей СССР 25 марта 1991. Инициаторами её создания были В.В. Погильдяков, В.Г. Мурашковский, А.И. Дмитриев, З.В. Романова и др. Председателем правления избрали В.В. Погильдякова. С 1998 председателем правления был В.М. Шишкин.... | В.М. Шишкин. |
Ассоциация чувашских пролетарских писателей | АССОЦИАЦИЯ ЧУВАШСКИХ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ – см. Союзы писателей.... | |
Афористика | АФОРИСТИКА (от греч. aphorismos – определение, краткое изречение) – вид словесного искусства, отличающийся краткостью, миниатюрностью композиционных форм, в рамках к-рых выражается законченная мысль. Жанровые и этнокультурные границы А. не имеют чёткого определения, в широком смысле к ней относятся произведения как устного (фольклорного и профессионального), так и письмен. творчества, как стихотвор., так и прозаич. Для А. существенно преобладание обобщён. мысли и образов, отсутствие развитой фабулы или действия, характерно тяготение к философичности, дидактичности или метафоричности высказывания (используются разнообразные поэтич. фигуры, напр., параллелизмы). Это выводит за рамки А.... | Ю.М. Артемьев, М.Г. Кондратьев. |
Баллада | БАЛЛАДА (итал.-прованс. ballata, англ. ballad, нем., франц. ballade от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпический стихотворный или музыкальный жанр народного устного и индивидуального письменного творчества. В прямом значении (как танцевальная песня) Б. возникла в средневековом фольклоре романских народов. Популяр. жанром стала у профессионал. бардов – трубадуров и труверов.... | М.Г. Кондратьев, В.П. Никитин. |
Басня | БАСНЯ, юптару – иносказательно-сатирический жанр дидактического содержания с персонажами животных, растений, схематическими фигурами вещей и людей, с афористическим нравоучительным выводом. Фольклорные Б. близки к лукавым сказкам, анекдотам, притчам, литературные – к вольным сатирич. стихам. Жанр Б. распространён и в чуваш. фольклоре, и в литературе. Первые переводы на чуваш. язык рус., франц., древнегреч. Б.... | В.П. Станьял. |
Бывальщина | БЫВАЛЬЩИНА – жанр сказочной прозы, короткий суеверный рассказ о каком-л. случае, будто бы происшедшем в действительности, повествование о невероят. происшествиях, встречах с «нечистой силой». В чуваш. фольклоре зафиксированы Б. о духах природы, колдунах, привидениях, мертвецах, волшеб. кладах и др. К кон. 20 в. Б.... | В.П. Станьял. |