-
Название Статья Автор
«Айдар» Сцена из спектакля "Айдар". Ахтубай – Г.Ф. Фадеев, Пинерби – Т.Н. Ерусланова, мать Пинерби – Е.В. Шорникова. 1948. «АЙДАР», «Айтар» – историко-легендарная драма П.Н. Осипова в 4 действиях, 6 картинах с прологом, посвящённая поэту К.В. Иванову. Сочинение 1924.... Т.Ф. Кашаева.
«Арçури» «АРÇУРИ» – мифологизированая ли­ро-эпическая поэма М.Ф. Фёдорова (1848–1904), одно из первых произведений, относящихся к классике чуваш. литературы, созданное предположительно в 1874–75. На рубеже 19–20 вв. в Чуваш. крае повсеместно распространялась в рукопис. списках. В Науч. архиве Чуваш. государствен.... В.П. Станьял.
«Казанский летописец» «КАЗАНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ», «Казанская история», «Сказание вкратце от начала царства Казанского и о брани, и о победах великих князей Москов­ских со цари казаньскими, и о взятии царства Казани, еже ново бысть» – историческая повесть о Казанском ханстве,  источник по истории Чувашии. Составлена в 1564–65 неизвест. русским автором, к-рый ок. 20 лет находился в Казани в плену, по фольклорным, литератур., историч. источникам и личным наблюдениям. Содержит сведения о территории, населении, городах, археологич. памятниках Волж. Болгарии. Среди местных народов «К.л.» выделяет «горную черемису» (чувашей), рассказывает об участии «черемисов» в войнах Казан. ханства с Россией, о походах рус.... Ю.В. Гусаров.
«Кай, кай Ивана» Сцена из комедии "Кай, кай Ивана". Кузяк - Е.Н. Никитин, Паша - С.Н. Михайлова. 1960-е гг. «КАЙ, КАЙ ИВАНА» (Выйди, выйди за Ивана) – комедия в 3 действиях, классич. произведение чу­ваш. драматургии. Написана в 1955 Н.С. Айзманом.... Г.В. Кириллов.
«Нарспи» «НАРСПИ» – стихотворное произведение К.В. Иванова. Названо именем глав. героини, состоит из 2078 строк. Создано в кон. 1907 – нач. 1908, впервые издано в книге «Сказки и предания чуваш» (Симбирск, 1908) как стихотвор. предание, записан. в Белебеев. у.... В.Г. Родионов.
«Сутра» «СУТРА» (На суде) – драматическое произведение Ф.П. Павлова. Написано осенью 1917. Пьеса имеется в трёх редакциях. Первая написана в октябре–ноябре и поставлена на сцене Акулев. народ. театра в декабре 1917. Роль глав. персонажа Ухтеркке исполнил К.Е. Егоров.... В.Г. Родионов.
«Тилли юррисем»      «ТИЛЛИ ЮРРИСЕМ» (Песни Тилли) – лиро-эпическое произведение П.П. Хузангая. В основу сюжета положена циклизация песен вокруг этапов жизни лирического героя по имени Тилли. Тенденция к такой циклизации наблюдается и в чуваш. народном поэтическом творчестве, но идея создания стихотвор. лиро-эпики у поэта созрела в ходе работы над переводом карело-фин. эпоса «Калевала» (1933). Работа над «Т.ю.» шла длител. время; имеются 2 редакции: первая (35 песен, 1933–37) и вторая (56 песен, 1938–40). Композиция последней редакции построена по циклам основных тем и мотивов, глав.... В.Г. Родионов.
«Уй варринче» Партитура «УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэ­тических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М.... М.Г. Кондратьев.
«Ялта» Титульный лист книги Ф.П. Павлова "Ялта". 1922.       «ЯЛТА» (В деревне) – драма Ф.П. Павлова в 4 действиях, одно из первых значительных произведений чувашской драматургии. Пьеса задумана автором в годы Первой мировой войны, первые наброски относятся к кон. 1916, когда Ф.П. Павлов переехал в Ядрин. у. и начал работать сел.... Г.В. Кириллов.
Авангардизм АВАНГАРДИЗМ (от франц. avant-garde, от avant – передовой и garde – отряд) – условное наименование художественно-литературных движений, концепций, идей, творчества отдельных мастеров 20 в., для к-рых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися академическими принципами и традициями, поиски новых средств выражения и содержания произведений. Новации А. часто основаны на последних достижениях науки и техники. В рус. художествен. критике термин А. впервые применил А. Бенуа. «Классический» русский авангард нач.... А.П. Хузангай, А.И. Мордвинова, М.Г. Кондратьев.
Адыл Батыр АДЫЛ БАТЫР, Атăл Паттăр – по легенде, храбрейший вождь (патша) чувашей, защищавший их от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил их. В него враги пускали сотни стрел, к-рые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит А. Б., и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в сердце. В рассказе М.К. Сеспеля «Дети леса» чуваши поют о том, как в древние времена у них был храбрый герой Атл-батыр, который погиб в бою и похоронен в «золотом гробу, да на дне морском». По преданию, в честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга). В армян.... В.Д. Димитриев.
Антология АНТОЛОГИЯ (от греч. anthos – цве­ток и lego – собираю) – сборник избранных произведений или их фрагментов разных авторов, объединяющий литературу определённого рода, жанра, периода, направления, народа и т.д. В чуваш. художествен. культуре составление А. практикуется с 19 в. Своеобразными А. можно назвать книги «Чувашские разговоры и сказки» (1853, сост. С.М. Михайлов), «Сказки и предания чуваш» (1908, сост.... В.П. Никитин, М.Г. Кондратьев.
Ассоциация русских писателей Чувашской Республики АССОЦИАЦИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ возникла во время распада Союза писателей СССР 25 марта 1991. Инициаторами её создания были В.В. Погиль­дяков, В.Г. Мурашковский, А.И. Дмитриев, З.В. Романова и др. Председателем правления избрали В.В. Погиль­дякова. С 1998 председателем правления был В.М. Шишкин.... В.М. Шишкин.
Ассоциация чувашских пролетарских писателей АССОЦИАЦИЯ ЧУВАШСКИХ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ – см. Союзы писателей....
Афористика АФОРИСТИКА (от греч. apho­rismos – определение, краткое изречение) – вид словесного искусства, отличающийся краткостью, миниатюрностью композиционных форм, в рамках к-рых выражается законченная мысль. Жанровые и этнокультурные границы А. не имеют чёткого определения, в широком смысле к ней относятся произведения как устного (фольклорного и профессионального), так и письмен. творчества, как стихотвор., так и прозаич. Для А. существенно преобладание обобщён. мысли и образов, отсутствие развитой фабулы или действия, характерно тяготение к философичности, дидактичности или метафоричности высказывания (используются разнообразные поэтич. фигуры, напр., параллелизмы). Это выводит за рамки А.... Ю.М. Артемьев, М.Г. Кондратьев.
Баллада БАЛЛАДА (итал.-прованс. ba­llata, англ. ballad, нем., франц. ba­llade от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпиче­ский стихотворный или музыкальный жанр народного устного и индивидуального письменного творчества. В прямом значении (как танцевальная песня) Б. возникла в средневековом фольклоре романских народов. Популяр. жанром стала у профессионал. бардов – трубадуров и труверов.... М.Г. Кондратьев, В.П. Никитин.
Басня БАСНЯ, юптару – иносказательно-сатирический жанр дидактического содержания с персонажами животных, растений, схематическими фигурами вещей и людей, с афористическим нравоучительным выводом. Фольклорные Б. близки к лукавым сказкам, анекдотам, притчам, литературные – к вольным сатирич. стихам. Жанр Б. распространён и в чуваш. фольклоре, и в литературе. Первые переводы на чуваш. язык рус., франц., древнегреч. Б.... В.П. Станьял.
Бывальщина БЫВАЛЬЩИНА – жанр сказочной прозы, короткий суеверный рассказ о каком-л. случае, будто бы происшедшем в действительности, повествование о невероят. происшествиях, встречах с «нечистой силой». В чуваш. фольклоре зафиксированы Б. о духах природы, колдунах, привидениях, мертвецах, волшеб. кладах и др. К кон. 20 в. Б.... В.П. Станьял.