; ;

Обзор статей

Название Статья Автор
«Ĕç ялавĕ»

«ĔÇ ЯЛАВĔ», «Знамя труда» – Ядрин. район. газета, выходит 2 раза в неделю на рус. и чуваш. языках (г. Ядрин). Издаётся с апреля 1930; до сентября 1948 издавалась под названием «Колхозник юлташĕ» (Спутник колхозника); до 1952 – «Большевик», до 1962 – «Коммунист»; с мая 1962 – современ. название. С сентября 1952 дублируется на рус. языке, до этого включались тексты на обоих языках. С мая 1962 по январь 1965 выходила как межрайон. газета Ядрин. территориал. колхозно-совхоз. производствен. управления. Освещает общественно-политич. жизнь и социально-экономич. развитие р-на. Глав. редактор – С.В. Трилинская. Тираж газеты на чуваш. языке – 1910 экз., на рус. – 2880 экз. (2015).

Д.В. Тимофеева.
«Ĕç ялавĕ»

«ĔÇ ЯЛАВĔ» (Знамя труда) – обще­ст­венно-политич. газета Сундыр. (до января 1939 – Татаркасин.) р-на, издавалась на чуваш. языке, с сентября 1932 по апрель 1952 как орган Татаркасин. РК ВКП(б) и РИК, с января 1939 – Сундыр. РК ВКП(б) (КПСС) и район. Совета депутатов трудящихся (с. Большой Сундырь Чуваш. Респ.). Выходила 3 раза в неделю. Тираж – 1100 экз. (1934), 3240 экз. (1952). Издание прекращено с ликвидацией Сундыр. р-на.

П.П. Фокин.
«Ĕçлекенсен сасси»

«ĔÇЛЕКЕНСЕН САССИ» (Голос трудящихся) – общественно-политич. и литературно-науч. журнал Чуваш. секции при ЦК ВКП(б). Издавался в 1922–26 ежемесячно на чуваш. языке в Москве. Преобразован в газету «Коммунар». Освещал общественно-политич. жизнь и социально-экономич. развитие страны и регионов с чуваш. населением, а также вопросы земледелия. Имел отделы «Экономика и политика», «Партийная работа», «Литература и искусство», «Среди чуваш» и др. Распространялся среди чуваш. населения страны. Редакторы – К.Ф. Ухик-Тарасов, А. Иванов. Тираж – 1000 экз. (1926).

Д.В. Тимофеева.
«Ĕçхĕрарăмĕ»

«ĔÇХĔРАРĂМĔ» (Работница) – общественно-политич. журнал Чуваш. обкома ВКП(б). Издавался в 1928–41 (Чебоксары) ежемесячно на чуваш. языке. Журнал был адресован женщинам, ставил задачу раскрепощения чувашки, её коммунистич. воспитания, отрыва от религии, развёртывания жен. движения, публиковал очерки об активистках, ударницах труда, освещал общественно-политич. жизнь республики, вопросы домоводства, самообразования, санитарии и гигиены, воспитания детей и т.д. Печатались художествен. произведения на жен. тематику. С началом Вел. Отечеств. войны издание журнала прекращено. Редакторы: А.Г. Григорьева, И. Разумова, А.И. Токсина, Е.Д. Ванеркке, И.П. Павлов (Пинер), И.П. Егорова, Е.Я. Орлова. Тираж – 2000 экз. (1941).

Д.В. Тимофеева.
Ĕçкĕ-çикĕ юрри

ĔÇКĔ-ÇИКĔ ЮРРИ, [эс’к’ь-с’иг’ь юрри], ĕçкĕ юрри (букв. песня еды-питья, песня застолья) – жанр традицион. чуваш. народ. песни, застольная лирическая (в литературе встречается также: гостевая, пировая, пирушечная, пировальная, пивная, праздничная) песня. Ĕ.-ç. ю. не имеет определён. обрядовой или календар. приуроченности, исполняется взрослыми семейными людьми в обстановке застолья во время различ. семейных или общин. праздников, после совершения того или иного обряда. Гостевые застольные песни – важнейшая форма общения, замещающая и считающаяся даже более важной, чем разговор (не случайно одно из диалект. названий жанра бесяда (беседка) юрри, букв. песня-беседа). Это находит отражение в повсеместно распространён. строках Ĕ.-ç. ю.: «Юри килтĕм юрлама, Ӳлĕм килĕп пуплеме…» (Специально приехал я попеть, В другой раз приеду поговорить…). Весьма распространён. разновидностью данного жанра является хăна юрри (песня гостей). По неписаному народ. этикету, исполнение Ĕ.-ç. ю. было обязательным: если гость во время угощения не поёт, это считалось неуважением к хозяину. Умение красиво и правильно петь оценивалось также как признак зрелости ума.

Жанр Ĕ.-ç. ю. представлен большим количеством разнообраз. напевов, превосходящим число песен любого другого традицион. жанра чуваш. песен. фольклора. Многочисленность образцов объясняется распространён. обычаем, когда гости состязаются друг с другом в пении красивых мелодий. При этом считается хорошим тоном спеть какую-л. новую, неслыханную ранее, мелодию. Отсюда многообразие и изменчивость музыки традицион. застолья, породившая поговорку «Çĕнĕ юрпа – çĕнĕ юрă» (букв. с новым снегом – новая песня). При этом как с поэтич., так и с музыкал. стороны Ĕ.-ç. ю. полностью вписываются в структур. и образные каноны национал. фольклор. традиции. Вместе с обрядовыми песнями Ĕ.-ç. ю. образуют слой народ. музыки традицион. стиля (своего рода классику национал. песен. фольклора) и отличаются от песен. лирики более позднего и инонационал. происхождения. Сюжетика Ĕ.-ç. ю. включает в себя широкий круг тем, касающихся как высокообобщён. представлений о смысле жизни, окружающем мире, характере взаимоотношений с родственниками, односельчанами, друзьями и недругами, так и бытовых сторон застолья. Сюжет. закономерностью Ĕ.-ç. ю., как и обрядовых песен, является обращение присутствующих эпĕ или эпĕр («я» или «мы») к старшим (родителям, предкам), иногда к ровесникам, но не к младшим. Эмоционально-образ. диапазон Ĕ.-ç. ю. весьма широк, простирается от драматизма, даже трагизма, до добродушного юмора. Именно в этом жанре ярко и полно представлены основные типологич. черты чуваш. национал. музыкально-поэтич. системы – пентатонная ладовая основа и мелодика, квантитативная ритмика (см. Ритмика чувашских народных песен), а также краткосюжетность (см. Çавра юрă). Основ. форма исполнения Ĕ.-ç. ю. – ансамблевая, сидя за столом и, как правило, без инструментального аккомпанемента.

М.Г. Кондратьев.
Ĕмпÿ

ĔМПŸ [эм’б’ю] – великий князь: чуваш. ĕм – старший, самый старший, пÿ – князь, соответствует турецкому бей, бий, татарскому бик. У болгар и сувар ещё в 7 в. на Север. Кавказе были великие князья (напр., у сувар Алп-Илитвер) и князья. Они были известны и в Волж. Болгарии. По преданиям, в золотоордын. и казанскохан. время среди чувашей также были Ĕ. и пÿ. Русских великих князей чуваши считали Ĕ. Со времён Ивана IV, принявшего цар­ский титул в 1547, чуваши и царей России величали Ĕ. Чуваш. князья (напр., князь Темей Теняков) в нач. 17 в. в документах назывались пÿ (деревня Большое Князь-Теняково по-чувашски Мăн Пÿкасси).

В.Д. Димитриев.