Название | Статья | Автор |
---|---|---|
«Ака-суха юрри» | «Ака-суха юрри». 4-я строфа партитуры. По изданию 1931. «АКА-СУХА ЮРРИ» – 1. одно из жанровых наименований обрядовых застольных песен кĕреке юрри; 2. произведение для хора а капелла композитора С.М. Максимова, обработка старинной чувашской народной песни. Используя традиции архаич. фольклор. гимнов земле, труду и роду-общине, автору удалось воплотить идеалы фундаментальных ценностей народ.... | М.Г. Кондратьев. |
«Алран кайми аки-сухи» | «АЛРАН КАЙМИ АКИ-СУХИ» – см. «Ака-суха юрри».... | |
«Ниме» | «НИМЕ» – см. Помочи.... | |
«Уй варринче» | Партитура «УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М.... | М.Г. Кондратьев. |
Çĕн хăта | ÇĔН ХĂТА [с’ьн’ хъда] (букв. новые сваты) – обряд свадебного комплекса, взаимные визиты родственников жениха и невесты. Под названием Ç.х. обряд более известен у низовых чувашей. Через определён. время после свадьбы сторона жениха первой принимала гостей, новых сватов, их потчевали в нескольких домах родственников жениха, угощение завершалось в доме его родителей. В связи с трансформацией свадеб. обряда в течение 20 в. время проведения свадеб. ритуала сократилось, обряд Ç.х.... | Г.Б. Матвеев. |
Çĕнĕ çул | ÇĔНĔ ÇУЛ [с’ьн’ь с’ул] (букв. новый год) – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник зимнего солнцеворота, после принятия христианства – рождественско-новогодняя обрядность. Соответствует сурхури (у всех групп чувашей), нартăван (у чувашей Закамья), нартукану (у чувашей Присвияжья и Приуралья) и святкам. Термин более употребителен у низовых чувашей. Элементами обряда Ç.ç. являлись молодёж. игрища, ряжение, гадания, проведение обрядов предохранител. магии тимĕр карта (букв. железная ограда), т.к., по традицион. представлениям, в порубеж.... | Г.Б. Матвеев. |
Çĕр | ÇĔР [с’ьр’] (букв. земля) – по традиционным представлениям чувашей, божество земли. В обрядах и молениях слово Ç. употреблялось в нескольких значениях. В источниках встречается ряд названий божеств земли, в т.ч. Ç. (земля), Ç. турри (божество земли), Ç. ашшĕ (отец земли), Ç. амăшĕ (мать земли), Ç.... | Г.Б. Матвеев. |
Çĕр вăрлани | ÇĔР ВĂРЛАНИ [с’ьр’ върлани] (букв. кража земли) – обряд, символизирующий похищение плодородия пашни. По традицион. верованиям чувашей, плодородие можно поднять, похитив землю другой общины. Обряд имитировал свадьбу, участвовали в нём только мужчины. Представлять жениха предлагали сироте. Существовало поверье, что он до старости не доживёт. «Жениху» всем селением справляли добротную одежду, наделяли хлебом, деньгами. Крепкие мужчины в празднич. одежде, предварительно угостившись, выезжали за «невестой» ночью на нескольких повозках под звон бубенцов, распевая свадеб.... | П.П. Фокин. |
Çĕр хапхи | ÇĔР ХАПХИ [с’ьр’ хапхи] (букв. земляные ворота) – обряд, направленный на предохранение людей и животных от массовых болезней. Его исполняли по решению стариков один раз в несколько (как правило, в 7–9) лет или при получении сообщений о надвигающейся эпидемии или эпизоотии. Ранним утром по всей деревне гасили огни. Между двумя рукавами лога (иногда на ровном месте) мужчины прокапывали тоннель или траншею такой высоты, чтобы могли пройти лошади, нередко восстанавливали оставшееся от предыдущего обряда. Тоннель крепили подпорками, а траншею перекрывали плахами, сверху укладывали дёрн. Старики трением двух кусков дерева добывали «живой огонь», от к-рого у входа в тоннель с обеих сторон разводили костры, в них подбрасывали ветки можжевельника. У выхода ставили две бочки с заговорённой водой. Начиная обряд, старики молились, обращаясь на восток. Первым тоннель проходил парень или подросток, единствен.... | П.П. Фокин. |
Çимĕк | ÇИМĔК [с’им’ьк’] (от рус. cемик) – в традиционном обрядовом календаре чувашей летнее поминовение усопших с посещением кладбищ. После принятия православия Ç. был приурочен в основном к Троице; за относительно короткое время вытеснил поминовения калăм и çурта кунĕ, исполняется и частью некрещёных [местами его именуют виле тухнă кун (букв. день исхода покойников)]. Средненизовые и часть низовых чувашей проводят в установленную православ. церковью Троицкую субботу; в ряде селений средненизовых и верховых – накануне в четверг; проживающие в юж. районах Чувашии и по соседству за пределами республики, а также юго-восточ. часть верховых – в день Троицы. Накануне или утром в день Ç.... | П.П. Фокин. |
Çинçе | ÇИНÇЕ [с’ин’з’е] – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник, приуроченный к летнему солнцестоянию. Его начало увязывалось с цветением (в нек-рых юж. территориал. группах чувашей с колошением) ржи; с восприятием точного измерения времени начало Ç. было перенесено на день, когда долгота составляла 17 часов («17 раз бьют»). Ç. отмечали, как правило, в течение 12 суток. Считалось, что это время – особый период «беременности земли». Накануне специал. выборные ходили по домам и извещали хозяев о начале праздника.... | П.П. Фокин. |
Çумăр чÿкĕ | ÇУМĂР ЧŸКĔ [с’умър ч’юг’ь] – общественное моление с жертвоприношениями духам природных стихий (дождя, ветра, засухи, града и т.п.) с просьбой о ниспослании погоды, благоприятной для земледелия. Чаще в обрядовой молитве ограничивались вызыванием дождя. Обряд начинался с того, что по поручению стариков подростки обходили дома и собирали продукты для трапезы (крупу, масло, яйца, молоко и др.). На берегу водоёма устанавливались большие котлы. Пожилые женщины готовили кашу, молочную похлёбку с яйцами. Скорлупу надевали на прутики, их втыкали вдоль воды, к ним привязывали одного или несколько живых воробьёв со связанными крыльями. Когда еда поспевала, подходили взрослые, прихватив с собой миски, ложки. Пекли обрядовые лепёшки (пашалу, юсман). Встав лицом к востоку, предводитель молился о ниспослании дождя, просил духов уберечь поля от засухи, града, суховея, сильных ветров. После молитвы воробьёв выпускали на волю, в нек-рых местностях обряд назывался çерçи чÿкĕ (букв.... | П.П. Фокин. |
Çурта кунĕ | ÇУРТА КУНĔ [с’урда кун’ь] (букв. день свечи) – в традиционном обрядовом календаре чувашей поминовения, проводившиеся на второй день мăнкун. Для поминал. трапезы готовили еду (курятину, лепёшки, блины). Вечером близкие родственники собирались у старшего по муж. линии или в семье, к-рая в течение года похоронила кого-то из взрослых. Справа от двери устанавливали небольшой столик, на к-рый ставили две миски, к стене на специально прибитый брусок прикрепляли маленькие восковые свечи по числу умерших взрослых членов семьи, для несовершеннолет. покойных зажигали одну общую. В честь духа-покровителя семейного очага хĕрт-сурт на др. стороне от двери (ближе к печи) ставили кил çурти (букв.... | П.П. Фокин. |
Ĕçкĕ-çикĕ юрри | ĔÇКĔ-ÇИКĔ ЮРРИ, [эс’к’ь-с’иг’ь юрри], ĕçкĕ юрри (букв. песня еды-питья, песня застолья) – жанр традицион. чуваш. народ. песни, застольная лирическая (в литературе встречается также: гостевая, пировая, пирушечная, пировальная, пивная, праздничная) песня. Ĕ.-ç. ю. не имеет определён. обрядовой или календар. приуроченности, исполняется взрослыми семейными людьми в обстановке застолья во время различ.... | М.Г. Кондратьев. |
Аçтаха | АÇТАХА [ас’таха] – мифологическое зооморфное существо, представляющееся в виде многоголового, крылатого огненного змея-дракона. Выступает как злой дух. Его главное предназначение – причинять вред человеку и скоту. Чаще всего, превращаясь в антропоморф. образ – мужчину или женщину, обживает дом больного и вступает с ним в любовные отношения. Прилетает ночью, оставляя после себя огненный след. Против дракона есть определённые способы борьбы: разжигание огня или стрельба из ружья. В нек-рых мифах и сказках против А. сражаются Улыпы – великаны и Патыры – герои. Мифологич.... | А.А. Трофимов. |
Акатуй | АКАТУЙ [агадуй] (букв. праздник пахоты) – цикл весенних аграрных обрядовых празднеств и магических действий. У верховых сухату, у части низовых сапантуй – то же самое. Встречающийся в популярной литературе перевод «свадьба плуга» неверен. Имеет много общего с сабантуем татар., ага пайрам марийцев, аналогичными праздниками др. народов Сред. Поволжья, параллели у народов Север. Кавказа. Состоит из двух разделён. по срокам проведения частей.... | П.П. Фокин. |
Антропоморфизм | АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. antrоpos – человек и morphe – форма, вид) – наделение человеческими свойствами, очеловечивание явлений природы, животных, деревьев, светил, мифических существ, модели мира, богов и т. д. Антропоморфизация связана с первобытным сознанием. У древних предков чувашей А. особенно ярко проявлялся в представлении о мировом пространстве. Мифология, произведения народ. искусства, фольклорный материал свидетельствуют, что в прошлые века дерево липа представлялась в виде женщины, а дуб – мужчины. Женщина являлась моделью Мира. Боги, божества, духи, светила, предки представлялись в антропоморф.... | А.А. Трофимов. |
Арçури | АРÇУРИ [арзюр’и] – дух, хозяин леса; близок татарскому шурале, русскому леший. По чуваш. мифам, А. – души покойников, чьи останки не погребены или похоронены без исполнения традицион. обрядов, в поминальные дни их не поминают и не угощают, людей потерявшихся, уведённых в лес и брошенных там больных, увечных, престарелых, убитых, самоубийц, внебрачных младенцев, отнесённых в лес, овраг. В ряде мифов А. имеет человеческий облик, покрыт шерстью, с большой головой, чёрным лицом, длинными космами, двумя парами глаз с просяное зерно – два глаза впереди и два на затылке, по три руки и ноги. Чуваши А. представляли также высокой женщиной с длинными грудями, к-рые она перебрасывала через плечо на спину. В нек-рых мифах выступает обезьяной.... | П.П. Фокин. |