-

Обзор статей

Название Статья Автор
«Ударник»

«УДАРНИК» – опытно-производственное хозяйство, образовано в 1973 в Моргауш. р-не. В 1978 вошло в научно-производствен. систему «Россемкартофель» при Научно-исследовател. институте картофел. хозяйства им. А.Г. Лорха, с 1991 федерал. государствен. унитар. предприятие Росс. академии сель­скохозяйствен. наук. Хозяйство занимается первичным и элитным семеноводством, реализацией семен. материала картофеля высоких репродукций, разведением племен. крупного рогатого скота чёрно-пёстрой породы. На 1 января 2009 предприятие располагало общей земел. площадью 4758 га, в т.ч. сельхоз­угодий – 4184, из них пашни – 3705 га. Поголовье крупного рогатого скота насчитывало 1219 голов, из них коров – 510; поголовье свиней – 762.

Картофелеводство выделено в отдельное производствен. подразделение, в к-ром функционирует лаборатория НИИ картофел. хозяйства. Возделывание картофеля основывается на индустриал. технологии, производство семен. материала базируется на получении безвирус. микрочеренков в пробирках с последующим выращиванием мини-клубней и их размножением. Площадь этой культуры составляет 340 га, ежегодно производится 6 тыс. т клубней, из них 2,5 тыс. т – элитных. В хозяйстве разработана и освоена научно обоснованная ландшафтно-адаптирован. водопочвоохран. система земледелия, применяются индустриал. ресурсосберегающие технологии возделывания и уборки картофеля, зерновых и кормовых культур. С 1981 директор П.П. Давыдов.

Ю.К. Казанков.
«Уй варринче»
Партитура
Партитура

«УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэ­тических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым, записавшим её ок. 1915 от Г. Ефремова из Козьмодемьян. у. Её оригинал. фольклор. нотация не позднее 1916 представлена С.М. Максимовым, наряду с 11 др. чуваш. народ. песнями, в музыкально-этнографич. комиссию Общества любителей естество­знания, антропологии и этнографии при Моск. университете (ныне хранится в фондах Государствен. централ. музея музыкал. культуры им. М.И. Глинки).

Афористично краткий сюжет «У.в.» отмечен трагизмом, основанным на чувстве одиночества рекрута, покидающего родной дом.

Уй варринче лаштра юман,

Атте тесе ай кайрăм та,

Килях, ывлăм, ай темерĕ,

Чун хурланчĕ, макăртăм та.

Уй варринче лаштра çăка,

Анне тесе ай кайрăм та,

Килях, ывлăм, ай темерĕ,

Чун хурланчĕ, макăртăм та.

В подстрочном переводе:

Среди поля развесистый дуб,

Подумал – отец мой, пошёл к нему;

Но дуб не сказал мне:

«Иди ко мне, мой сын», –

Опечалилась душа, заплакал я.

Среди поля развесистая липа,

Подумал – мать моя, пошёл к ней;

Но липа не сказала мне:

«Иди ко мне, мой сын», –

Опечалилась душа, заплакал я.

Особенностью песни является эффект взаимоусиления выразител. средств поэзии и музыки. В отличие от большинства традицион. чуваш. рекрут. песен, «У.в.» выделяется напевом печал. характера, как бы настроенным «в резонанс» поэтическим образам. Основанный на мерном повторении коротких фраз, напоминающих тяжкие вздохи (сочетание интонаций подъёма и спада с остановкой на завершающем тоне; характерна чувашская квантитативная ритмоформула ||: 2323/2423 :||), напев развивается через повторение начала со смещением на кварту выше (приём так называемой транспозиции; см. Транспозиция квинтовая), усиливающее его эмоционал. напряжение. Чувство обретает масштабы экзистенциального, абсолютного одиночества человека в мире. «У.в.» – один из редких по обнажённости чувства страдания и силе его выражения образцов в чуваш. народ. творчестве. Особые оттенки её содержания и формы, несомненно, связаны со спецификой фольклора верховых чувашей, вобравшего нек-рые черты музыкально-поэтич. культуры марийцев [песня имеет близкую параллель в марийском фольклоре, это столь же популярная и любимая народом «Салым сола» (Посреди села)].

В общенационал. культуру «У.в.» вошла благодаря обработке С.М. Максимова для четырёхголосного хора а капелла, впервые исполненной в г. Симбирск в программе концерта Съезда общечувашского национального в июне 1917. Партитура опубликована в его сборнике 1918 (1-я редакция). Завершённый классич. вид композитор придал в своей обработке, опубликованной в 1926.

М.Г. Кондратьев.
«Урал сасси»

«УРАЛ САССИ» (Голос Урала) – республиканская газета Башкортостана на чувашском языке. Издаётся с октября 1989. Выходит 1 раз в неделю по четвергам. Учредитель – Правительство Респ. Башкортостан. На страницах газеты находят отражение актуал. вопросы общественно-политич., социально-экономич. и культур. жизни чувашей Респ. Башкортостан. Глав. редактор – Ю.Н. Михайлов. Тираж 1350 экз. (2015).

Е.Ф. Арланова.
«Урмарское дело»

«УРМАРСКОЕ ДЕЛО» – столкновение между чувашскими крестьянами деревень Малые Урмары и Старые Урмары Цивил. у. за участок леса, происшедшее в 1888. Во 2-й пол. 19 в. в течение многих лет между жителями этих деревень шла судеб. тяжба за лесные владения. И первые, и вторые находили его собственностью своих сел. обществ. 18 мая 1888 землемер, члены Староарабосин. волост. правления, полицейский урядник, стражник, полицейские сотские деревень Старые Арабоси, Малые Урмары и с. Ковали, а также рабочие и понятые, согласно решению Казан. окруж. суда, стали производить межевые работы, чтобы отмежёвывать из лесных владений д. Старые Урмары в пользу крестьян д. Малые Урмары участок леса в 42 дес. Землемер. работы были сорваны жителями д. Старые Урмары, к-рые, вооружившись вилами и рычагами, напали на межевщиков и наблюдавших за их действиями крестьян из д. Малые Урмары и окрест. населён. пунктов. В ходе стычки 3 жителя д. Малые Урмары и уроженец д. Старые Щелканы получили тяжелые ранения, от к-рых вскоре скончались. Нек-рые крестьяне получили телес. повреждения различ. степени тяжести. По данному факту было возбуждено уголов. дело. По распоряжению императора от 8 ию­ня 1888 виновные в учинении кровавого побоища были преданы воен. суду. Процесс получил обществен. резонанс. По «У.д.» 46 жителям д. Старые Урмары предъявлено обвинение в убийстве и подстрекательстве. Защиту обвиняемых осуществлял Н.В. Рейнгард, переводчиком выступил студент Казан. университета Н.М. Охотников. В ходе судеб. разбирательства со многих жителей д. Старые Урмары обвинения сняты. К смерт. казни через повешение казан. военноокруж. судом приговорены 17 чел. Н.И. Ильминский, хорошо осведомлённый через Н.М. Охотникова и И.Я. Яковлева об обстоятельствах кровавого побоища, обратился с письмом к обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву с просьбой оказать содействие в помиловании осуждённых воен. су­дом чувашей. Последнему удалось добиться этого. Александр III заменил 4 осуж­дённым казнь каторгой, 6 – ссылкой в Сибирь, 7 – отдачей в арестант. роты. 29 чел. были оправданы.

Г.А. Николаев.
«Утăм»

«УТĂМ» (Шаг) – литературно-художественный альманах Чувашской секции Татарской ассоциации пролетарских писателей. Издавался с 1928 по 1931. Публиковались произведения В.Е. Рзая, Н.И. Полоруссова-Шелеби, П.П. Хузангая, С.В. Ялавина, А.Д. Калгана, Я.Г. Ухсая и др. Членами редколлегии первого номера были С.С. Кутяшов, Н.П. Перов, Т.И. Комиссаров, Д.Д. Данилов, Н.И. Полоруссов-Шелеби, Т.Г. Григорьев. Ответственный за выпуск 3-й книги – М. Данилов, 4-й – В.А. Кудрявцев. Тираж от 1000 до 2500 экз.

Е.Ф. Арланова.
«Учёные записки Казанского университета»

«УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» – один из старейших научных журналов России. Основан в 1834 вместо прежнего периодического издания Казан. университета «Казанский вестник». В 1862–64 выпускался по отделениям: историко-филологич. и политико-юридич. наук; физико-математич. и медицин. наук. В 1865–84 публиковался под названием «Известия и Учёные записки…», в 1884–1917 – под первоначал. названием. В 1917 закрыт. В 1925 восстановлен, с 1931 выпускался сериями. В 1972 издание журнала прекратилось. В 1995–2004 выходил в виде тематич. сборников, с 2005 регулярно издаётся сериями «Гу­манитарные науки», «Естественные науки», «Физико-математические науки». Редакторами были Ф.Г. Мищенко, Н.Н. Булич, Н.И. Ильминский, Н.А. Осокин, М.Х. Салахов и др. В журнале печатались протоколы заседаний совета университета, годовые отчёты университета, науч. труды, биографич. статьи и некрологи, критика и библиография, статьи о научно-вспомогател. учрежде­ниях университета и др. Имел приложения. В журнале были опубликованы труды Н.И. Ашмарина, Н.А. Головкинского, Н.И. Золотницкого, М.К. Корбута, В.К. Магницкого, Л.М. Миропольского, Г.С. Суровцева, Н.А. Фирсова и др., посвящённые или затрагивающие вопросы чуваш. языкознания, истории, археологии, этнографии, географии, экономики Чувашии.

Ю.В. Гусаров.
«Учёные записки ЧНИИ»

«УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ЧНИИ» периодическое издание, выходившее в 1941–80 в НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров Чуваш. АССР; выпуски 1–8 под названиями «Записки», затем «У.з. ЧНИИ» (выпуски 9–53), в 1975–80 «Труды» (54–105). С выпуска 13 (1956) в основном выдерживалась тематич. направленность публикаций по отраслям гуманитар. наук. Печатались работы сотрудников, рецензии, материалы о на­уч. сессиях и конференциях, хроника научно-исследовател. деятельности института. С 1981 издание «Трудов» прекращено.

П.П. Фокин.
«Уяв»
Пример
Пример

«УЯВ» – кантата для хора a cappella А.Г. Васильева. Создана в 1979 как вокально-хореографич. сюита «Çурхи уяв» (Весенние хороводы), в 1980 переработана в кантату. Состоит из 6 контраст. частей, связанных идеей прославления молодости. В основу положен старин. чуваш. хоровод. обряд (уяв), имевший определён. правила проведения. А.Г. Васильев воспроизвёл общую атмосферу праздника, не создавая последовател. сюжета. Для композитора характерно светлое, пантеистическое восприятие язычества. Он акцентирует позитив. начало обряда, высветляя его красоту и поэтические оттенки. В кантате передано не только состояние весны в природе, но и состояние обновления человеч. души. Цитируются народ. мелодии различ. жанров – хоровод., свадеб., плясовые. Поэтический текст кантаты создан на основе фольклор. песен самим композитором и М.Н. Юхмой (в 1-й части). Народ. мелодии и тексты стали основой для создания собствен. концепции. Автор опирался на ладовые и ритмические особенности напевов низового диалекта, сравнительно мало затрагивавшие­ся ранее в чуваш. профессионал. музыке. Первым из чуваш. композиторов А.Г. Васильев применил в кантате особую разновидность чуваш. пентатоники – южночувашский лад. Кантата начинается с традицион. медлен. и печал. песни-призыва (1-я часть), постепенно перерастающей в весёлую игру (2-я часть). Актив., напористый выход юношей (3-я часть) вторгается в эту игру и прерывает её. Группы смешиваются, разделяются, от одной группы к другой переходят играющие (4-я часть). В весёлом гулянии непринуждённо и импровизационно сменяются песни, пляс­-ки, игры, поддразнивания. Затем следует организован., степенно-сосредоточен. игра (5-я часть). Финал (6-я часть) пронизан прославлением весны жизни – всеобщей пляской, господством ритма. За счёт продуманной жанровой драматургии и перекличек между частями композитор добился сквозного развития ладоинтонационных, ритмических, фактурных элементов. Жанровой драматургией движет сопоставление более ритмичных песен, с одной стороны, и более мелодичных – с другой. «Ритмическая» линия завершается в финале, а «лирическая» – в 5-й части. Исполнение без перерыва первых двух частей и последующих двух заключительных образует своеобраз. двухчастный цикл с неравными масштабами и гранью в точке «золотого сечения». Подлинность народ. звучания усиливается включением приёмов народ. исполнения – ритмического скандирования, глиссандирования, хлопков (см. пример).

В качестве яркого выразител. средства использован фонизм поэтической народ. речи, образуемый игрой асемантических слогов. Композитор также включил в 4-ю часть собствен. варианты сочетаний слогов и фраз, не имеющих смыслового содержания.

Кантата «У.» полностью или частями вошла в репертуар ряда хоровых коллективов. За создание произведения в 1982 А.Г. Васильеву присуждена премия Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля.

Л.И. Бушуева.
«Уяв»
Фольклорный ансамбль «Уяв». Фото 1980-х гг.
Фольклорный ансамбль «Уяв». Фото 1980-х гг.

«УЯВ» – фольклорный ансамбль при Управлении культуры адми­нистрации г. Чебоксары. Создан в 1985. Органи­затор и руководитель З.А. Козлова. В составе – 18–20 исполнителей, сре­ди к-рых и музыканты-любители, и профессионалы. Деятельность ансамбля направле­-на на возрождение и пропаганду старин. чуваш. народ. песен, обрядов и праздников. В репертуаре песни и наигрыши традицион. чуваш. фольклора разных этнич. групп и жанров. Большинство из них записано в фольклор. экспедициях и расшифровано З.А. Козловой.

«У.» – лауреат Всесоюз. фестиваля народ. творчества (Москва, 1987), Всеросс. конкурса фольклор. коллективов «Традиции» (г. Великий Новгород, 2000), Всеросс. фестивалей народ. творчества «Родники России» (Чебоксары, с 1996), премии Правительства Росс. Фед. «Ду­ша России» (2008), дипломант Международ. фольклор. фестиваля в Москве (1988). В 1995 участник Международ. фольклор. фестиваля во Франции. В 1987 ансамблю присвоено звание народ. коллектива. В 1991 награждён премией Союза молодёжи Чуваш. ССР им. М. Сеспеля. Выпущены грампластинка, аудиокассета и видеокассета с записями выступлений коллектива.

Л.И. Бушуева.
Убеево

УБЕЕВО, Упи (Чирккасси, 1926; Çавалкасси, 1926; Чиркÿллĕ Упи, 1923, 1927) – село в Красноарм. р-не, центр Убеев. сел. поселения. Расстояние до Чебоксар 66 км, до райцентра 8 км, до ж.-д. станции 20 км. Расположено на левом берегу р. Большой Цивиль. Жители – чуваши, до 1724 ясачные, до 1866 государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством, портняж. промыслом. Действующий храм Рождества Пресвятой Богородицы (1831–1935, с 2001). В 1843 открыто сел. приходское училище, в 1872 земская муж. школа. В 1930 образован колхоз «Убе­ево». В сос­таве Убеев. волости Цивил. у., Ядрин. у. в 18 в. – 1922, Цивил. у. – 1922–27 (волост. центр – 1923–25), Вурнар. р-на – 1927–35, Траков. – 1935–40, Красноарм. – 1940–62, с 1965, Цивил. – 1962–65. Число дворов и жителей: в 1719 – 11 дворов, 22 муж.; 1747 – 35 муж.; 1795 – 9 дворов, 43 муж., 45 жен.; 1858 – 43 муж., 50 жен.; 1906 – 46 дворов, 121 муж., 125 жен.; 1926 – 64 двора, 160 муж., 173 жен.; 1939 – 198 муж., 200 жен.; 1979 – 160 муж., 210 жен.; 2002 – 100 дворов, 308 чел.: 156 муж., 152 жен.; 2010 – 82 част. домохозяйства, 249 чел.: 124 муж., 125 жен. Функционирует КФХ «Степаново» (2010). Имеются 2 школы, дет. сад, клуб, библиотека, фельдшер. пункт, отделение связи, стадион, 2 магазина.

О.Е. Игнатьева, Н.С. Яковлева.