-

Обзор статей

Название Статья Автор
«На­ша жизнь»

«НАША ЖИЗНЬ» – газета, орган Алатыр. уездного исполкома и уездного комитета РКП(б). Первый номер вышел на рус. языке 23 марта 1918 в г. Алатырь под названием «Крестьянин и рабочий», подписан в печать редакционным бюро Совета рабочих и крестьян. депутатов. В феврале 1919 переименована в «Путь революции». С 1 февраля по 17 марта 1922 издавалась под названием «Н. ж.». Освещала общественно-политич. и социально-экономич. жизнь страны, уезда. Публиковались материалы об оказании помощи фронту, укреплении тыла, призывы рабочих и крестьян к разгрому внутрен. контрреволюции и иностран. интервенции. Всего вышло 358 номеров. Редакторы Л. Елинсон (Ильинский), А. Печкин, Э. Брейтфус, Г. Нестеров.

Е.Ф. Арланова.
«Нарспи»
Сцена из оперы Г.Я. Хирбю «Нарспи». Чувашский государственный музыкальный театр. 1989.
Сцена из оперы Г.Я. Хирбю «Нарспи». Чувашский государственный музыкальный театр. 1989.

«НАРСПИ» – опера в 3 действиях, 6 картинах Г.Я. Хирбю, написанная в 1967, либретто автора.

Либретто «Н.» максимально прибли­жено к тексту поэмы. Структура оперы – номерная. В основе музыкально-драматич. действия – противопоставление двух образных сфер: положител. (Нарспи, Сетнер, мать Сетнера, народ) и отрицател. (Михедер, Тахтаман, Сплетница). В музыкал. отношении произведение сочетает в себе 2 типа оперной драматургии – эпический и психолого-драматич. Черты эпической оперы проявляются в повествовател. развёртывании массовых народ. сцен, занимающих значител. место в каждом действии [пролог, 1-я и 2-я картины первого действия, 3-я картина второго действия (свадьба), 6-я картина третьего действия (реквием)]. Воплощение психологич. линии музыкал. драматургии сосредоточено в развитии образа Нарспи. Интонацион. характеристики глав. героини постепенно изменяются от светлых ариозно-лирических (романс Нар­спи из 1-й картины) до драматически напряжён. речитативных [ария из 4-й картины (сцена убийства Тахтамана)] и декламацион. (заключител. ариозо из 6-й картины). Важнейшей основой музыкал. языка оперы является интонация чуваш. народ. песни. В ряде хоровых сцен использованы народ. мелодии. Среди них «Шĕшкĕлĕхре шыв юхать» (В орешнике ручеёк течёт, хороводная), 1-я картина, «Ака-суха юрри» (Неразлучные с нами плуг и соха, застольная) и «Тухать-и те тухмасть-и» (Выйдет ли, не выйдет ли невеста, свадебная), 3-я картина.

Премьера «Н.» состоялась 6 ноября 1967 на сцене Чуваш. музыкал. театра (ныне Чуваш. государствен. театр оперы и балета); дирижёр Л.А. Кова­лёв, режиссёр Б.С. Марков, художник Н.П. Максимов, хормейстеры Г.С. Максимов, Е.Т. Волкова, балетмейстер В.Ф. Богданов. Первыми исполнителями глав. партий стали: Л.С. Сорокина, Т.И. Чумакова (Нарспи, сопрано); М.Ф. Кольцов, И.С. Демьянов (Сетнер, тенор); А.В. Ковалёв, В.И. Елфимов (Михедер, бас); А.В. Тимошин, М.И. Денисов (Тахтаман, баритон). В 1969 за постановку спектакля Г.Я. Хирбю, Б.С. Маркову, Л.С. Сорокиной, Т.И. Чумаковой, М.И. Денисову и А.В. Ковалёву присуждена Государствен. премия Чуваш. АССР им. К.В. Иванова. В 1989 спектакль был возобновлён в той же пос­тановке; режиссёр Т.И. Чумакова, дирижёр Ш.К. Мегрелишвили, художник Н.П. Максимов, хормейстер А.А. Фишер, балетмейстер Н.Н. Никифоров. С 2000 исполняется в оркестровой редакции Л.В. Фейгина. Театр гастролировал с оперой в городах Йошкар-Ола (1972), Казань (1973), Ульяновск (1979), Москва (1990).

С.В. Ильина.
«Нарспи»

«НАРСПИ» – стихотворное произведение К.В. Иванова. Названо именем глав. героини, состоит из 2078 строк. Создано в кон. 1907 – нач. 1908, впервые издано в книге «Сказки и предания чуваш» (Симбирск, 1908) как стихотвор. предание, записан. в Белебеев. у. Уфим. губ. (ныне Белебеев. р-на Респ. Башкортостан). Впоследствии данное произведение было определено И.Я. Яковлевым как стихотвор. повесть, в 1922 Н.В. Шубоссинни впервые названо поэмой. В дальнейшем исследователи (М.Я. Сироткин, Е.В. Владимиров и др.) уточ­нили жанр произведения, обнаружив в «Н.» черты лиро-эпической поэмы. Г.Я. Хлебников увидел в нём поэму, сохранившую переходное состояние литературы от эпоса к лирике, а затем к драме. С.А. Александров применил термин «поэма-предание». Ю.М. Артемьев склонен считать это произведение в большей степени трагедией, чем поэмой. А.П. Хузангай видит в нём лирич. поэму. Такой большой разброс мнений вызван, видимо, недостаточ. разработанностью теории жанров в чуваш. литературе, имеющиеся обобщения о жанровых системах и творч. методах к-рой в современ. теории опираются, прежде всего, на западноевропейский литератур. материал.

В ранних произведениях К.В. Иванова выделяются 3 уровня композиции: строфа, блок и глава. В «Н.» поэт использовал 20-строч. блоки, к открытию к-рых пришёл не сразу и не случайно, по­добный блок встречается в поэме Я. Турхана «Варуççи» (1902). Очевидно, для эпического повествования наиболее удобны именно пятикатренные блоки. По первоначал. замыслу автора объём глав должен был иметь не более 140 строк. В процессе дальнейшей обработки он отошёл от строгого соблюдения объёма отдел. глав, добавлял к ним новые блоки. Третий этап работы над поэмой связан с установлением пропорций отдельных частей фабулы. Соблюдая архитектонику произведения и добиваясь совпадения кульминации с местом золотого сечения в тексте, поэт добавил в поэму начал. главы. Типы рифм также позволяют утверждать, что изначально первыми были главы «Сарă хĕр» (Красная девица) и «Юмăç патĕнче» (У знахаря). «Н.» написана семислож. силлабикой. Перебои ритма, ощущающиеся читателем в нек-рых главах поэмы, внесены редактором книги.

В.Г. Родионов.
«Наш товарищ»

«НАШ ТОВАРИЩ» – см. «Пирĕн юлташ».

«Наше слово»

«НАШЕ СЛОВО» см. «Пирĕн сă­мах».

«Невеста»
М.С. Спиридонов. «Невеста». 1960.
М.С. Спиридонов. «Невеста». 1960.

«НЕВЕСТА» живописное произведение, созданное М.С. Спиридоновым. С 1956 по 1960 было написано 4 варианта картины, из к-рых наибольшим художествен. совершенством и психологич. глубиной образа отличается последний, с изображением чуваш. девушки в традицион. свадебном наряде (1960; холст, масло, 85х70,5; собрание Чуваш. государствен. художествен. музея). Оставаясь в рамках реалистич. искусства, автор использовал классич. приём показа героини на тёмном фоне, с верхним боковым светом. Мастерски передан своеобраз. облик девушки с выразител. печал. глазами; эмоционал. напряжение усилено поворотом головы, подчёркнуто пластикой рук и динамич. складками костюма. Сложная живопис. манера раскрывает красоту орнаментирован. платья и покрывала свадебного (пĕркен­чĕк), мерцание разноцвет. бисера и серебряных монет на головном уборе тухъя. Картина получила широкую попу­лярность и многократно экспонировалась на республикан., всеросс., всесоюз. худо­жествен. выставках.

Г.Н. Иванов-Орков.
«Ниме»

«НИМЕ» – см. Помочи.

«Нимене»
Г.Я. Хирбю. «Нимене». Вступление и первый раздел.
Г.Я. Хирбю. «Нимене». Вступление и первый раздел.

«НИМЕНЕ» (На помочь) – обработка Г.Я. Хирбю для тенора и смешанного хора, выполненная в 1940–50-е гг. на основе старин. чуваш. народ. трудовой песни ниме юрри (см. Помочи). Запись одной из таких песен, сделанная в 1931 С.М. Максимовым, стала фоль­клорным первоисточником «Н.». Он представлял собой напев из двух разделов: первый, медленный, исполнялся сольно, содержал характерные пунктирные и триольные ритмы; второй, более оживлённый, исполнялся хором, в его мелодике встречались полутоновые интонации. Г.Я. Хирбю внёс изменения как в музыкал., так и поэтич. текст (обработан П.П. Хузангаем), сгладил ритмический пунктир. рисунок в мелодии и поместил её в рамки «чистой пентатоники». Эти преобразования придали мелодии обобщённость и законченность звучания, сблизили её с образцами традицион. чуваш. фольклора. Композитор стремился воплотить народный музыкально-поэтический образ, раскрыть его внутрен. возможности. Фольклорный напев обрамляется вступлением и заключением, построенными на наиболее ярких интонациях мелодии. 1-й раздел, выполняющий в произведении роль припева, отличается ритмической прихотливостью, красочностью модаль­ных гармоний, богатством фактурного звучания, где используются элемен­ты контрапункта и народ. подголосочности.

Во 2-м разделе – запеве – народ. мелодия ритмически дублируется во всех голосах. Применены в основном гар­монические приёмы варьирования. В конце запева – трёхтактовое дополнение, представляющее собой распетую в двойном увеличении последнюю фразу. Автор продуманно создал фактурные и динамические контрасты между частями. Всё это способствует цельности и законченности художествен. образа сочинения.

Л.И. Бушуева.
«Новый лик»

«НОВЫЙ ЛИК» – см. «Лик».

Н.В. Овчинников. «Навеки вместе». 1981–87.
Н.В. Овчинников. «Навеки вместе». 1981–87.
>