Обзор статей
Название | Статья | Автор |
---|---|---|
«Наша жизнь» | «НАША ЖИЗНЬ» – газета, орган Алатыр. уездного исполкома и уездного комитета РКП(б). Первый номер вышел на рус. языке 23 марта 1918 в г. Алатырь под названием «Крестьянин и рабочий», подписан в печать редакционным бюро Совета рабочих и крестьян. депутатов. В феврале 1919 переименована в «Путь революции». С 1 февраля по 17 марта 1922 издавалась под названием «Н. ж.». Освещала общественно-политич. и социально-экономич. жизнь страны, уезда. Публиковались материалы об оказании помощи фронту, укреплении тыла, призывы рабочих и крестьян к разгрому внутрен. контрреволюции и иностран. интервенции. Всего вышло 358 номеров. Редакторы Л. Елинсон (Ильинский), А. Печкин, Э. Брейтфус, Г. Нестеров. |
Е.Ф. Арланова. |
«Нарспи» | ![]() «НАРСПИ» – опера в 3 действиях, 6 картинах Г.Я. Хирбю, написанная в 1967, либретто автора. Либретто «Н.» максимально приближено к тексту поэмы. Структура оперы – номерная. В основе музыкально-драматич. действия – противопоставление двух образных сфер: положител. (Нарспи, Сетнер, мать Сетнера, народ) и отрицател. (Михедер, Тахтаман, Сплетница). В музыкал. отношении произведение сочетает в себе 2 типа оперной драматургии – эпический и психолого-драматич. Черты эпической оперы проявляются в повествовател. развёртывании массовых народ. сцен, занимающих значител. место в каждом действии [пролог, 1-я и 2-я картины первого действия, 3-я картина второго действия (свадьба), 6-я картина третьего действия (реквием)]. Воплощение психологич. линии музыкал. драматургии сосредоточено в развитии образа Нарспи. Интонацион. характеристики глав. героини постепенно изменяются от светлых ариозно-лирических (романс Нарспи из 1-й картины) до драматически напряжён. речитативных [ария из 4-й картины (сцена убийства Тахтамана)] и декламацион. (заключител. ариозо из 6-й картины). Важнейшей основой музыкал. языка оперы является интонация чуваш. народ. песни. В ряде хоровых сцен использованы народ. мелодии. Среди них «Шĕшкĕлĕхре шыв юхать» (В орешнике ручеёк течёт, хороводная), 1-я картина, «Ака-суха юрри» (Неразлучные с нами плуг и соха, застольная) и «Тухать-и те тухмасть-и» (Выйдет ли, не выйдет ли невеста, свадебная), 3-я картина. Премьера «Н.» состоялась 6 ноября 1967 на сцене Чуваш. музыкал. театра (ныне Чуваш. государствен. театр оперы и балета); дирижёр Л.А. Ковалёв, режиссёр Б.С. Марков, художник Н.П. Максимов, хормейстеры Г.С. Максимов, Е.Т. Волкова, балетмейстер В.Ф. Богданов. Первыми исполнителями глав. партий стали: Л.С. Сорокина, Т.И. Чумакова (Нарспи, сопрано); М.Ф. Кольцов, И.С. Демьянов (Сетнер, тенор); А.В. Ковалёв, В.И. Елфимов (Михедер, бас); А.В. Тимошин, М.И. Денисов (Тахтаман, баритон). В 1969 за постановку спектакля Г.Я. Хирбю, Б.С. Маркову, Л.С. Сорокиной, Т.И. Чумаковой, М.И. Денисову и А.В. Ковалёву присуждена Государствен. премия Чуваш. АССР им. К.В. Иванова. В 1989 спектакль был возобновлён в той же постановке; режиссёр Т.И. Чумакова, дирижёр Ш.К. Мегрелишвили, художник Н.П. Максимов, хормейстер А.А. Фишер, балетмейстер Н.Н. Никифоров. С 2000 исполняется в оркестровой редакции Л.В. Фейгина. Театр гастролировал с оперой в городах Йошкар-Ола (1972), Казань (1973), Ульяновск (1979), Москва (1990). |
С.В. Ильина. |
«Нарспи» | «НАРСПИ» – стихотворное произведение К.В. Иванова. Названо именем глав. героини, состоит из 2078 строк. Создано в кон. 1907 – нач. 1908, впервые издано в книге «Сказки и предания чуваш» (Симбирск, 1908) как стихотвор. предание, записан. в Белебеев. у. Уфим. губ. (ныне Белебеев. р-на Респ. Башкортостан). Впоследствии данное произведение было определено И.Я. Яковлевым как стихотвор. повесть, в 1922 Н.В. Шубоссинни впервые названо поэмой. В дальнейшем исследователи (М.Я. Сироткин, Е.В. Владимиров и др.) уточнили жанр произведения, обнаружив в «Н.» черты лиро-эпической поэмы. Г.Я. Хлебников увидел в нём поэму, сохранившую переходное состояние литературы от эпоса к лирике, а затем к драме. С.А. Александров применил термин «поэма-предание». Ю.М. Артемьев склонен считать это произведение в большей степени трагедией, чем поэмой. А.П. Хузангай видит в нём лирич. поэму. Такой большой разброс мнений вызван, видимо, недостаточ. разработанностью теории жанров в чуваш. литературе, имеющиеся обобщения о жанровых системах и творч. методах к-рой в современ. теории опираются, прежде всего, на западноевропейский литератур. материал. В ранних произведениях К.В. Иванова выделяются 3 уровня композиции: строфа, блок и глава. В «Н.» поэт использовал 20-строч. блоки, к открытию к-рых пришёл не сразу и не случайно, подобный блок встречается в поэме Я. Турхана «Варуççи» (1902). Очевидно, для эпического повествования наиболее удобны именно пятикатренные блоки. По первоначал. замыслу автора объём глав должен был иметь не более 140 строк. В процессе дальнейшей обработки он отошёл от строгого соблюдения объёма отдел. глав, добавлял к ним новые блоки. Третий этап работы над поэмой связан с установлением пропорций отдельных частей фабулы. Соблюдая архитектонику произведения и добиваясь совпадения кульминации с местом золотого сечения в тексте, поэт добавил в поэму начал. главы. Типы рифм также позволяют утверждать, что изначально первыми были главы «Сарă хĕр» (Красная девица) и «Юмăç патĕнче» (У знахаря). «Н.» написана семислож. силлабикой. Перебои ритма, ощущающиеся читателем в нек-рых главах поэмы, внесены редактором книги. |
В.Г. Родионов. |
«Наш товарищ» | «НАШ ТОВАРИЩ» – см. «Пирĕн юлташ». |
|
«Наше слово» | «НАШЕ СЛОВО» – см. «Пирĕн сăмах». |
|
«Невеста» | ![]() «НЕВЕСТА» – живописное произведение, созданное М.С. Спиридоновым. С 1956 по 1960 было написано 4 варианта картины, из к-рых наибольшим художествен. совершенством и психологич. глубиной образа отличается последний, с изображением чуваш. девушки в традицион. свадебном наряде (1960; холст, масло, 85х70,5; собрание Чуваш. государствен. художествен. музея). Оставаясь в рамках реалистич. искусства, автор использовал классич. приём показа героини на тёмном фоне, с верхним боковым светом. Мастерски передан своеобраз. облик девушки с выразител. печал. глазами; эмоционал. напряжение усилено поворотом головы, подчёркнуто пластикой рук и динамич. складками костюма. Сложная живопис. манера раскрывает красоту орнаментирован. платья и покрывала свадебного (пĕркенчĕк), мерцание разноцвет. бисера и серебряных монет на головном уборе тухъя. Картина получила широкую популярность и многократно экспонировалась на республикан., всеросс., всесоюз. художествен. выставках. |
Г.Н. Иванов-Орков. |
«Ниме» | «НИМЕ» – см. Помочи. |
|
«Нимене» | ![]() «НИМЕНЕ» (На помочь) – обработка Г.Я. Хирбю для тенора и смешанного хора, выполненная в 1940–50-е гг. на основе старин. чуваш. народ. трудовой песни ниме юрри (см. Помочи). Запись одной из таких песен, сделанная в 1931 С.М. Максимовым, стала фольклорным первоисточником «Н.». Он представлял собой напев из двух разделов: первый, медленный, исполнялся сольно, содержал характерные пунктирные и триольные ритмы; второй, более оживлённый, исполнялся хором, в его мелодике встречались полутоновые интонации. Г.Я. Хирбю внёс изменения как в музыкал., так и поэтич. текст (обработан П.П. Хузангаем), сгладил ритмический пунктир. рисунок в мелодии и поместил её в рамки «чистой пентатоники». Эти преобразования придали мелодии обобщённость и законченность звучания, сблизили её с образцами традицион. чуваш. фольклора. Композитор стремился воплотить народный музыкально-поэтический образ, раскрыть его внутрен. возможности. Фольклорный напев обрамляется вступлением и заключением, построенными на наиболее ярких интонациях мелодии. 1-й раздел, выполняющий в произведении роль припева, отличается ритмической прихотливостью, красочностью модальных гармоний, богатством фактурного звучания, где используются элементы контрапункта и народ. подголосочности. Во 2-м разделе – запеве – народ. мелодия ритмически дублируется во всех голосах. Применены в основном гармонические приёмы варьирования. В конце запева – трёхтактовое дополнение, представляющее собой распетую в двойном увеличении последнюю фразу. Автор продуманно создал фактурные и динамические контрасты между частями. Всё это способствует цельности и законченности художествен. образа сочинения. |
Л.И. Бушуева. |
«Новый лик» | «НОВЫЙ ЛИК» – см. «Лик». |
|
Н.В. Овчинников. «Навеки вместе». 1981–87. |
![]() |