-
Название Статья Автор
«Инициативники» «ИНИЦИАТИВНИКИ» – сторонники Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), возник­шего в 1960 на почве раскола ЕХБ. Требуют неограничен. свободы религиоз. пропаганды, коллектив. обучения детей религии, отказа от регистрации в государственных органах. В Чувашии сторонники СЦ ЕХБ появились в 1960-х гг. В Чебоксарах объединены в 2 автоном. общины, от регистрации отказываются, имеют 2 молитвен. дома. В Чуваш.... Л.Ю. Браславский.
«Православная Чувашия» «ПРАВОСЛАВНАЯ ЧУВАШИЯ» – газета, издававшаяся с апреля 2001 по июнь 2008 (Чебоксары; по август 2003 выходила под названием «Светоч»). Учредитель – некоммерческое партнёрство «Светоч». Освещала деятельность Чебоксар. и Чуваш. епархии, важнейшие даты и события Рус. православ. церкви, публиковала комментарии к евангел. текстам, воспоминания иерархов РПЦ (в т.ч. епархии), описания мест. святынь, монастырей и храмов; имелась «Дет­ская страница».... П.П. Фокин.
«Православный благовестник» «ПРАВОСЛАВНЫЙ БЛАГОВЕСТНИК» – журнал, с 1893 издававшийся в Москве Православным миссионерским обществом (с 1914 орган Православно-христианской внешней миссии). Первоначально выходил с периодичностью 2 раза в месяц, с 1914 ежемесячно. Редакторы: Н.П. Комаров, с 1914 И.И. Восторгов. В 1901–13 в качестве приложений печатались годовые отчёты православ. миссионер. обществ, епархиал. комитетов и отчёты о деятельности духовных миссий. По рекомендации Синода выписывался для церков.... Ю.В. Гусаров.
«Православный собеседник» «ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБЕСЕДНИК» – газета Чебоксарской и Чувашской епархии Русской православной церкви. Издавалась с 1991 по июнь 1999. Выходила 1 раз в месяц на рус. языке. Публиковались материалы духовно-нравствен. содержания о православ. христиан. вероучении, деятельности церков. приходов республики, об истории храмов и монастырей. Редактор – протоиерей И.... И.Ю. Капитонова.
«Святой Покров» «СВЯТОЙ ПОКРОВ» – православная газета, издаётся с января 2007 в Чебоксарах. Выходит 2 раза (до июля 2008 – 1 раз) в месяц. Публикуются статьи о священнослужителях и верующих, о мероприятиях, проводимых православной церковью и т.д. Учредитель – некоммерческое партнёрство «Светоч». Глав. редактор Л.П. Васильева. Тираж 500 экз. (2021).... И.Я. Углёва.
Ăрăмăç ĂРĂМĂÇ [ыръмъс’], ăрăмçă – в традиционных верованиях чувашей, человек, обладающий мифической силой; в народе его называли творцом, муд­рецом, волшебником, всесильным, вещим, колдуном, знахарем, чародеем и т. д. Иногда он выступал в роли юмăç, мăчавăр, вĕрÿçĕ. Его действия, направленные на достижение Добра или Зла, представлялись в виде сотворения микрокосма и сопровождались заклинаниями, заговорами, гимнами-речитативами. Их текст часто заключал в себе формулу обращения к Аша, к-рое повторялось по 3, 5, 7, 9 раз, что было связано не только с представлениями о магической силе нечётных чисел, но и со степенью желания достичь поставленной цели. ... А.А. Трофимов.
А­ç­а курки АÇА КУРКИ [азя кург’и] – один из ритуалов поминальной обрядности, проводится во время бдения по усопшему. Структура обряда: юпа (скульптур. образ ушедшего из жизни) помещают на том месте, где спал при жизни умерший. В передней части избы на столбе (ось мира, подпорка Неба) зажигается свеча, к-рая, по представлениям чувашей, с середины ночи до утренней зари, защищая душу усопшего, сражается со злыми духами темноты. Всем происходящим управляет Аçа с неба. Глава моления через определённый промежуток времени собравшихся у юпа угощает пивом. Перед восходом Солнца скульптур. образ выносят на улицу, устанавливают ступу-алтарь и разводят огонь. После очередного угощения пивом Апăс разбивает ковш об алтарь, что означает уничтожение злых духов, приход дня для установления памятника на могиле.... А.А. Трофимов.
Аçа АÇА [азя] – в дохристианских верованиях чувашей прародитель всего сущего, супруг Ама, верховный бог, существовал ещё до создания Мира. Образ носит ярко выраженный архаический характер. Однажды поднялся на небо со страшным грохотом и остался там. В иерархии богов и их подчинённости занимает место после Турă и Пÿлĕх­çĕ. Во власти А. находятся ®и®‡м (молния) и Аслати (гром). Первого заставляет сиять и освещать землю, второго греметь (стучать), а действие – ударять камнем по злому духу – А. берёт на себя. В своих намерениях выступает как покровитель и защитник Ама, Ана, всех благородных существ и человека, живущего с добрыми и чистыми мыслями. Вместе с тем он обладает и воинственностью.... А.А. Трофимов.
Авеста АВЕСТА – древнеиранский памятник, собрание священных книг зороастрийцев, духовный фундамент одной из величайших культур Востока. Заключает в себе свод религиоз. и юридич. предписаний, гимны верховным и земным божествам, песнопения, молитвы, молитвенные формулы, содержит многочислен. мифологич. сюжеты и элементы, в развитии человечества является ярким проявлением разных форм религиоз. мысли, народ. мудрости и натурфилософии и жемчужиной литературно-художествен. творчества. Считается, что А.... А.А. Трофимов.
Автан сăри АВТАН СĂРИ [авдан сър’и] (букв. петушиное пиво) – осеннее поминовение усопших у некрещёных чувашей. По традиции, устраивалось по окончании полевых работ и обмолота части урожая в сентябре в ночь на первую пятницу после полнолуния. Заранее варили пиво, причём как после поспевания сусла, так и при процеживании пива и переливании его в бочку хозяйка, прежде чем отведать, немного отливала покойникам-родственникам. В четверг днём резали петуха, пух и перья развевали по ветру; под вечер пекли блины, готовили другие кушанья (суп, кашу, выпечку). К сумеркам у стар. родственника по муж. линии собиралась родня. В избе к приоткрытой двери пододвигали стол, ставили чĕрес и миску, подавали напитки и выпечку. На стене сбоку от двери зажигали самодельные свечи по числу покойников, ушедших из этого дома.... П.П. Фокин.
Адвентизм АДВЕНТИЗМ (от лат. аdventus – пришествие) – христианское течение, возникшее в США в недрах протестантизма, основанное в 1840 У. Миллером (1782–1849). В основе учения лежит вера во второе пришествие Христа, Страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. Движение А. имеет несколько ветвей, самая крупная из них – адвентисты седьмого дня. В Россию А. проник в 1880-х гг. Первые документальные упоминания А. в Чувашии относятся к 1953.... Л.Ю. Браславский.
Ака пăтти АКА ПĂТТИ [ага пътт’и] (букв. посевная каша) – обряд по случаю завершения ярового сева. Проводился всей семьёй в поле. Для него пекли хлебцы или лепёшки из пшеничной или пшённой муки, варили кашу, яйца (по одному на каждого члена семьи), заранее припасали одно мелкое яйцо, его называли «семенным», «петушиным» (детям объясняли, что его якобы снёс петух). В поле котёл с кашей и другую еду выставляли на холщовую скатерть. Старший мужчина в полушубке, зажав под мышкой шапку, обратясь на восток, молился богу Турă и духам-покровителям пашни о ниспослании высокого урожая трёх родов хлебов (озимых, яровых зерновых и бобовых), чтобы из одного посеянного зерна уродилось тысяча зёрен, колосья были крупными, стебли толстыми; ложку каши, кусочек хлебца, «семенное» яйцо зарывал в пашне, затем приступали к еде. В 19 в. чуваши, обращён. в православие, обряд проводили в избе, скрытно от священника. На середину выдвигали стол, на него выставляли еду.... П.П. Фокин.
Александринский Кошлоушский чувашский женский монастырь АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЧУВАШСКИЙ ЖЕН­СКИЙ МОНАСТЫРЬ ведёт начало от православной общины, к-рую в 1895 основали 12 чуваш. крестьянских девушек. Располагалась община в лесу на р. Вурнарка, близ с. Кошлоуши Ядрин. у. Соседние крестьян. общества пожертвовали для общины 16 дес. земли, а частные лица собрали 4000 руб. В 1898 Синод узаконил её существование с содержанием на собствен.... Ю.В. Гусаров.
Александро-Невский чувашский мужской монастырь АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ЧУВАШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Моргауш. р-н) – основан в 1903 в миссионерских целях в лесу (14-й квартал Ильинского лесничества) на месте, где совершали моления чуваши-язычники, в 1890 была построена часовня. В короткое время сформировался монастыр. комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтаж. корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйствен. построек. Все строения были деревян., в стиле эклектики с элементами классич. и бароч. архитектуры.... Н.И. Муратов.
Ама АМА – в чуваш. мифологии выступает праматерью всего сущего. Культ А. аналогичен представлениям многих древних религий. Образ не вычленен в ощутимых, конкретных деталях. Место её расположения в одном варианте – огромное пространство; существовала вечно, еще до творения Мироздания. В другом она находилась на земле, рядом с ней был Аçа. А. отречена от каких-либо действий, Аçа, наоборот, в период создания мира с шумом и грохотом поднимается ввысь [синонимы: Пĕлĕт (Тÿпе) Çĕртен уйрăлать – Небо отрывается от Земли (С собой берёт всё, что имеется на земле: воду, огонь, камни и т.д.]. После отделения Аçа от А.... А.А. Трофимов.
Ама курки АМА КУРКИ [ама кург'и] – один из ритуалов поминальной обрядности, проводится в честь души женщины, уходящей в потусторонний мир, и поэтому собравшихся угощает пивом женщина. По верованиям чувашей во время обряда происходит борьба Добра со Злом в микрокосме, ради представления образа в макрокосм.... А.А. Трофимов.
Ана АНА – обожествлённая пахотная земля в мифологических представлениях чувашей, выступала в образе матери земли, оплодотворяемой Небом – Аçа. Мифы рассказывают: люди видели, что Турă, спустившийся с неба, прошёлся по пашне. Имеется версия, что у А. есть богиня-мать – Анамăш, изображение к-рой во время моления в виде скульптуры помещалась в начале первой борозды. Вместе с ними на А. – пашне – обитали и злые духи Ийе, Асат, Ăншăрт, Çил ачи (сын Ветра) и т.д. Видимо, чувашская А. в образе богини плодородия восходит к религии Заратуштры. Одно из главных поучений касается занятия земледелием: человек должен обрабатывать землю и верить в её богиню.... А.А. Трофимов.
Анамăш Скульптурное изображение богини «Анамăш». АНАМĂШ [анамъш] – богиня плодородия, пахотной земли (в чуваш. мифологии). Представлялась в образе женщины-матери. В скульптур. исполнении выступала в виде обнажённой фигуры. Находит параллели в зороастрийских верованиях, особенно в древнем искусстве Согды и Хорасана эпохи индо-парфян. культуры. В Музее антропологии и этнографии РАН (Санкт-Петербург) хранится скульптура богини А, зарегистрированная как йĕрĕх (18 в., обожжённая глина, покрытая бронзой).... А.А. Трофимов.