; ;


  • Смешанный хор Симбирской чувашской учительской школы под руководством И.М. Дмитриева. 1909.
    Смешанный хор Симбирской чувашской учительской школы под руководством И.М. Дмитриева. 1909.

    МУЗЫКА В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ – важный элемент чувашской художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. Инспектором школы И.Я. Яковлевым музыка признавалась важным средством духовно-нравствен. и эстетического воспитания будущих учителей. На начальном этапе (с 1868) в СЧУШ практиковалось почти исключительно церков. пение, к празднику Рождества 1870 создан вокальный ансамбль, позднее хор, певший в церквах Симбирска. Уроки пе­ния вели в основном выпускники Ка­зан. учител. семинарии (учившиеся у С.В. Смоленского), с 1890-х гг. – и воспитанники СЧУШ. Новый этап начался в 1898 с решения совета школы об организации музыкально-литератур. вечеров, в программах к-рых звучала только светская музыка – рус. народ. песни (ранее допускавшиеся в виде исключения), хоровые сочинения и патриотич. гимны. В это время была проведена также первая экспедиция по записи чуваш. народ. песен. Важную роль сыграла деятельность её участника, учителя пения (с 1903 по 1906) Р.Н. Идобаева, разучивавшего во внеурочное время с воспитанниками рус. и чуваш. песни. Под руководством И.Я. Яковлева и П.В. Пазухина учениками осуществлялись нотные записи народ. песен, изданные в сборниках «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» (1908 и 1912). Кульминационный период развития музыкал. исполнительства в СЧУШ пришёлся на время работы в ней выпускника С.-Петербург. певческой капеллы И.М. Дмитриева (1906–11), значительно расши­рившего репертуар и поднявшего исполнител. уровень хора, и его учеников Ф.П. Павлова и С.М Максимова.При И.М. Дмитриеве все учащиеся обучались игре на скрипке в пределах её первоначал. техники, возникли ансамбли скрипачей. К весне 1912 созданы духовой и струн. оркестры, при соединении образовавшие симфонический (руководитель О.Ф. Крамер). Наиболее способным учащимся СЧУШ помогали ов­ладеть теоретич. знаниями и музыкал. инструментами музыканты Симбирска И.И. Волков, Н.И. Шувалов, Н.Г. Карташов, О.Ф. Крамер, Н.П. Лыбин, С.М. Лонгер и др. На школ. вечерах оркестр, хор и певцы из воспитанников исполняли произведения западноевроп. и рус. композиторов. Памятным музыкально-театрал. событием была постановка 22 и 23 февраля 1913 спектакля из фрагментов оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки в исполнении солистов, хора и оркестра. Дирижировали Ф.П. Павлов и С.М. Максимов. Солировали Ф.П. Павлов (Сусанин), В. Дубровин (Собинин), К.Н. Эсливанова (Антонида). Усвоив азы вокального мастерства в школе, позднее стали профессионал. певцами её воспитанники И.В. Васильев, А.И. Токсина, А.Г. Казакова, М.А. Орлова, М.Е. Измайлов и др. В интеллектуал. среде СЧУШ вызревали идеи музыкал. творчества национал. направления. Предпринимались попытки публич. исполнения чуваш. песен хором вне стен школы (1909, зал Дворянского собрания). Первыми композиторскими опы­тами были хоровые гармонизации И.М. Дмитриева (1908) и П.М. Миронова (1911). Позднее к творчеству обратились их ученики Т.П. Парамонов, Г.Г. Лисков, С.М. Максимов, Ф.П. Павлов. В совет. время выходцы из СЧУШ стали первыми чуваш. композиторами и музыкал. деятелями.


    Библиография: Павлов Ф. П. «Çырмари юрă». Чĕмпĕр шкулĕ, Иван Яковлевич тата чăваш ĕçхалăхĕн музыка искусстви çулĕ // Сунтал. 1928. 10 №; Илюхин Ю. А. Музыкальное воспитание и обучение в Симбирской чувашской школе // Уч. зап. ЧНИИ. Вып. 42. Ч., 1969; Кондратьев М. Г. У истоков чу­вашской композиторской песни // Вопросы истории чувашского искусства. Ч., 1987; И.Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения. Сб. статей. Ч., 2001.
    Автор: М.Г. Кондратьев.