-

Обзор статей

Название Статья Автор
Хузангай Пётр Петрович
П.П. Хузангай.
П.П. Хузангай.

     ХУЗАНГАЙ Пётр Петрович [9.1.1907, с. Сихтерма Спас. у. (ныне с. Сиктерме-Хузангаево Алькеев. р-на Респ. Татарстан) – 4.3.1970, Чебоксары] – по­эт, переводчик, общественный деятель, член Союза писателей СССР (1934). Участник Вел. Отечеств. войны (1942–45). Учился в Чуваш. педагогич. техникуме (г. Казань, 1923–25), Восточ. педагогич. институте (Казань, 1927–31). Окончил Литератур. институт им. А.М. Горького (1957). Работал в редакциях журнала «Сунтал» (1925–26) и централ. чуваш. газеты «Коммунар» (1931–34). В январе 1938 арестован по обвинению в национализме, освобождён по решению суда в августе 1939.

      В художествен. наследии Х. представлены все поэтические жанры (от эпи­граммы, короткого посвящения до романа в стихах), разные метры, строфика, ритмика. Его творчество самоорганизуется вокруг личности самого поэта, его мировосприятия посредством индивидуал. поэтического языка. Поэтический мир Х. – это пространство, в к-ром звучат самые разные голоса, отражены чуваш. прошлое, события новой чуваш. истории, совет. страны, мира, лица друзей.

      Первая публикация стихов была в журнале «Сунтал» (1924), в 1928 издана первая книга стихов «Уяртсан» (Когда прояснится). Основные темы поэзии Х. 1920-х гг. – возрождение родного народа, его языка, культуры, интим. ли­рика. Поэт углубил понятие лирического, вводя в него конкрет. факты биографии и впечатления от поездок по стране [циклы «Савни» (Любимая), «Хура пĕркенчĕк» (Чёрная чадра), «Кăнтăр кĕввисем» (Южные мотивы)]. В отличие от напевной лирики раннего периода стихи и поэмы 1930-х гг. выдержаны в ораторско-публицистич. стиле, представляя собой отклик поэта на события внутри страны и в мире [«Паянхи поэма» (Сегодняшняя поэма, 1930), книга «Сулмак» (Размах, 1934), поэма «Магнитту» (Магнит-гора, 1933)]. В эти же годы он обратился к искусству пере­-вода, опубликовал на чуваш. языке поэмы В.В. Маяковского «Во весь голос» (Пĕ­тĕм саспа), «Владимир Ильич Ленин» и первый вариант перевода ро­мана А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936). Критикой его стихи и поэмы воспринимались неоднозначно, само течение, к к-рому принадлежал поэт, характеризовалось как националистическое и упадническое. В 1930-х же гг., находясь под следствием в тюрьме, работал над циклом «Тилли юррисем», опубликованным только в 1962.

      Новый период в творчестве Х. пришёлся на годы Вел. Отечеств. войны. Тема войны воплощена в его фронтовых стихах, поэмах «Таня» (1942), «Çĕнтерÿ юрри» (Песнь Победы, 1945), романе в стихах «Аптраман тавраш» (Род Аптрамана), судьбы героев к-рого проходят через горнило войны.

      В поэзии Х. 1950–60-х гг. органично сочитаются лирическая напевность, живая народ. речь и публицистич. элементы стиля [циклы «Кун-çул тÿпинчен» (С вершины лет), «Вăхăт туйăмĕ» (Чувство времени), «Сиктĕрме» (Сиктерме), «Çĕр­шывăмçăм, Чăваш çĕршывĕ» (Земля любимая, Чувашия моя)]. В то же время творчество поэта тяготело к поэ­зии мысли, жанрам философской, размышляющей лирики [«Хушка хумсем» (Вздыбленные волны, 1963)]. В полную силу начала звучать интернационал. тема. Новые страны и люди, новые впечатления легли в основу таких циклов, как «Румынири май» (Румынский май), «Кĕлчечек çĕршывĕн йăл кулли» (Улыбка страны роз), «Кавказ сăввисем» (Поэзия Кавказа), «Пăлхар ярăмĕнчен» (Из болгарского цикла), «Инçе вĕçев» (Дальний полёт).

     Является также публицистом и автором критич. статей [«Ăсталăхпа чăнлăх» (Мастерство и правда, 1964), «Книга дружбы» (1966) и др.], переводов на чуваш. язык произведений Ш. Руставели, У. Шекспира, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, грузин., болгар. и украин. поэтов и т.д. Ряд произведений Х. положен на музыку. Муж В.К. Кузьминой, отец А.П. Хузангая.

      Народный поэт Чувашии (1950). Лауреат Государственной премии Чуваш. АССР им. К.В. Иванова (1967), премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1969). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, медалями. Занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чуваш. АССР (1967).

      Имя Х. присвоено Дворцу культуры текстильщиков, улице, школе и библиотеке в Чебоксарах, библиотеке в г. Новочебоксарск. В сквере перед Чуваш. государствен. институтом культуры и искусств установлен бюст-памятник (2006). На родине поэта открыт Музей П.П. Хузангая. В Чебоксарах на доме, где он жил в 1960–70 (пр. Ленина, 38), установлена мемориальная доска.

     Соч.:Çырнисен пуххи. 1–6 томсем. Ш., 1997–2006.

Э.П. Тенгер.
Ходяшев Виктор Александрович
В.А. Ходяшев.
В.А. Ходяшев.

     ХОДЯШЕВ Виктор Александрович [26.12.1917, д. Этивайнуры Козьмодемьян. у. (ныне Горномарийского р-на Респ. Марий Эл) – 17.6.2000, Чебоксары] – композитор, дирижёр, педагог, член Со­юза композиторов СССР (1943). Окончил Чуваш. музыкально-театрал. тех­никум (1934), музыкал. училище при Моск. консерватории (1941), Музыкально-педагогич. институт им. Гнесиных (класс композиции Г.И. Литинского, уроки дирижирования С.Г. Делициева, 1956). С 1932 помощник концертмейстера, в 1934–37 концертмейстер Чуваш. государствен. симфонич. оркестра, одновременно в 1935–37 зав. музыкал. частью Чуваш. ТЮЗа. В 1941–42 скрипач и альтист Концертно-эстрад. бюро, с 1942 зав. музыкал. частью и дирижёр ЧГАДТ. В 1946–58 художествен. руководитель и глав. дирижёр симфонич. оркестра Чуваш. государствен. филармонии. С 1934 преподаватель класса скрипки, оркестрового класса и теоретич. дисциплин в Чебоксар. музыкал. школе, инициатор открытия (1959), зав. (1970–78) и пе­дагог теоретич. от­де­ления Чебоксар. музыкал. училища. Работал в Нижегород. консерватории (1960–62). Инициатор орга­­-ни­зации и первый зав. кафедрой теории и истории музыки (1964–70), доцент (с 1968) в Чуваш. государствен. педагогич. институте.

     В ранний пе­риод творчества написаны Сонатина (1937) и Маленькая сюита для фортепиано (1938), цикл романсов на стихи М.Ю. Лермонтова (1941), клавир Увертюры для сим­фонич. орке­стра, «Лаконическое трио» для скрип­-ки, альта и виолончели (1941). В 1941–42 был композитором-оформителем эстрад. концертов и спектаклей Дома Красной Армии, сотрудничал с джаз-оркестром А.М. Арского, написал ок. 20 эстрад. песен. Для Республикан. рус. драматич. театра, ЧГАДТ и Чуваш. ТЮЗа создал музыку более чем к 50 спектаклям. Сочинил Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1942, 1-я редакция), вокальную сюиту «Жди меня» на стихи К.М. Симонова (1943), Серенаду для фортепиано (1945), вокал. цикл «Лирическая тетрадь» на стихи М.В. Исаковского (1946). Значител. произведением стала кантата «Мухтав юрри» (Песнь славы) на стихи А.А. Эсхеля (рус. текст В.И. Алатырцева и И.Д. Пиняева) для солистов, смешан. хора и оркестра (1950). В 1950–60-х гг. написаны «Полифонический цикл» для фортепиано (1954), «Чувашский квартет» для двух скрипок, альта и виолончели (1955), Прелюдия и фуга для струн. оркестра (1955), сочинения для голоса и фортепиано. Концерт для скрипки с оркестром (1957) и Концерт для виолончели с оркестром (1963), цикл романсов на стихи П.П. Хузангая (1958), симфоническая увертюра «Спортивный праздник» (1961), «Чуваш­ское каприччио» для ксилофона и фортепиано (1968). Теме завоевания кос­моса композитор посвятил вокально-симфонич. оду «Слава Чайке» для тенора с оркестром на стихи В.В. Чаплиной (1966) и концерт. марш «Сокол и Чайка» (1967). Кульминация творчества Х. – балет «Чудесная вышивальщица» (либретто М.Д. Ухсай, 1972), на музыку к-рого им создана сюита для скрипки и фортепиано «Пьесы-картины из балета «Чудесная вышивальщица» (1977). Произведения Х. публиковались издательствами «Музыка», «Советский композитор», печатались в Чувашии. Последнее издание – хоровой сборник «Моя Россия» на стихи А.А. Блока, А.Д. Дементьева и В.И. Фирсова (1993). Х. – автор статей в газетах и журналах, книги «Геннадий Воробьёв. Краткий очерк жизни и творчества» (1968).

     Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1950), заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Именем Х. и его жены Д.С. Ходяшевой названа Чебоксар. музыкал. школа, там же действует музей. В Чебоксарах на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска.

С.И. Макарова.
Хомяков Михаил Михайлович

     ХОМЯКОВ Михаил Михайлович (11.6.1874, г. Казань – неизв.) – антрополог, этнограф, археолог, доктор медицины (1910), действительный член Общества естествоиспытателей, ОАИЭ при Казан. университете (1908). Окончил юридич. (1899) и медицин. (1908) факультеты Ка­зан. университета. Работал ордина­то­-ром терапевтич. кли­ники, врачом, преподавателем, в 1930-х гг. пищевым инспектором Народ. комиссариата здравоохранения Татар. АССР. Разрабатывал проблемы палеоантропологии, краниологии на­селения, истории, этно­графии, археологии Поволжья и Приуралья. Одним из первых поднял вопрос о необходимости изучения обычного права у народов Поволжья. Автор книг и статей, опубликованных в трудах общества естест­во­испытателей, «Известиях» ОАИЭ при Казан. университете, Трудах Науч. общества по изучению Вотского края (г. Ижевск) и др. В 1905 с проф. М. Кандаратским участвовал в издании ма­териалов Н.П. Фёдорова по антропологич. изучению чувашей Цивил. и Козьмодемьян. уездов. Входил в состав Комиссии при ОАИЭ по составлению археологич. и этнографич. карт Ка­зан. губ. (1908–13). В 1908–11 проводил археологич., этнографич. исследования в Козьмодемьян. у. (на территории совре­мен. Моргауш. р-на). Вместе с И.И. Аристовым и А.С. Лебедевым участвовал в раскопках дохристиан. кладбища 16–18 вв., городища Сардон у Каршлых. Александров. монастыря (см. Каршлыхский комплекс памятников), небольшие работы провёл на одном из курганов и городище «Хола ту сăрчĕ» у д. Кадикасы. В 1913 участвовал в раскопках г. Болгар. Изучал этнографию чувашей, в д. Кадикасы собрал коллекцию фигур из теста («аргамаков»), использовавшихся при совершении поминальных обрядов. В своих трудах рассматривал и вопросы происхождения чуваш. народа. В 1911 на общем собрании ОАИЭ выступил с докладом о принятии мер по сохранению древних фресок в церквах Чебоксар. В 1931 арестован, но дело прекращено. Вновь арестован в 1938. Освобождён в 1944. Реабилитирован в 1958.

Е.П. Михайлов.
Халиков Альфред Хасанович
А.Х. Халиков.
А.Х. Халиков.

     ХАЛИКОВ Альфред Хасанович [30.5.1929, с. Курманаево Чистопол. кантона Татар. АССР (ныне Нурлат. р-на Респ. Татарстан) – 24.7.1994, г. Казань] – археолог, историк, доктор ис­торических наук, член-корреспондент АН Респ. Татарстан (1992), профессор (1968). Окончил историко-филологич. факультет Казан. государствен. университета (1952). С 1951 по 1994 работал в Институте языка, литературы и истории (ИЯЛИ) Казан. филиала АН СССР лаборантом, науч. сотрудником, учёным секретарём (1959–62), зам. директора (1962–65), зав. отделом археологии и этнографии (1965–88), глав. науч. сотрудником. Одновременно в 1957–94 преподавал в Казан. государствен. университете. Доктор. диссертацию защитил в 1966 на тему «Среднее Поволжье в эпоху камня и бронзы». Специалист по археологии, древ. и средневековой истории народов Сред. Поволжья и Приуралья, по этногенезу и этнич. истории тюрк. и финно-угор. народов Восточ. Европы. Основатель казан. школы археологии. Автор свыше 500 науч. работ, в т.ч. более 30 монографий и учеб. пособий, изданных также в Болгарии, Финляндии, Польше, Румынии, Японии и др. странах. Науч. и ответствен. редактор ряда сборников и монографий. Участник ок. 100 археологич. экспедиций (Куйбышев., Болгар., Биляр., Татар., Казан. и др.). Под его руководством и при непосредствен. участии в 1980-х гг. издана 6-томная «Археологическая карта Татарской АССР». Благодаря работам Х. существенно расширился ареал открытых памятников абашевской культурно-исторической общности в Сред. Поволжье. Им впервые изучены поселения поздняковской культуры, выделены приказанская культура и чирковская культура, создана теория формирования ананьинской культуры. Значител. вкладом в изучение Волжской Болгарии стали исследования Х. на Билярском городище. В полемике с А.П. Смирновым о начал. этапах тюркизации Сред. Поволжья и Прикамья Х., оставаясь сторонником доболгар. тюркизации края, пришёл к заключению, что тюркоязыч. предкам чувашей принадлежали памятники типа Писеральских (Респ. Марий Эл) и Андреевских (Респ. Мордовия) курганов. Почётный член Венгер. общества историков и археологов, иностранный член Финно-угор. общества (Финляндия).

     Заслуженный деятель науки Татар. АССР (1974). Лауреат Государственной премии Респ. Татарстан в области науки и техники (1994).

     Соч.: Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969; Памятники балановской культуры. М., 1976 (в соавт.); Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII–VI вв. до н.э.). М., 1977.

Е.П. Михайлов.
Хирбю Григорий Яковлевич
Г.Я. Хирбю.
Г.Я. Хирбю.

     ХИРБЮ (до 1944 Хирбиков) Григорий Яковлевич [27.11.1911, д. Чикмезино Чебоксар. у. (с 1964 в составе д. Аксарино Мариинско-Посад. р-на) – 17.8.1983, Чебоксары] – композитор, хоровой дирижёр, член Союза композиторов СССР (1943). Окончил Чуваш. музыкал. техникум (1932), рабфак Ленинград. государствен. консерватории (1937), Ленинград. консерваторию (класс композиции профессора П.Б. Рязанова, профессора Х.С. Кушнарёва, 1943). В 1927–29 пел в Чуваш. государствен. хоре, в 1932–38 работал художествен. руководителем Чуваш. хора при Доме народов Востока в Ленинграде, в 1944–51 художествен. руководителем вокал. ансамбля Чуваш. радиокомитета. С 1951 занимался только композиторским творчеством и музыкально-обществен. деятельностью. С 1963 возглавлял Хоровое общество Чуваш. АССР, с 1971 член правления Всеросс. хорового общества.

     В 1932 опубликованы первые произведения Х. в жанре массовой песни: «Ăмăртуллă çар» (Марш ударников), «Эпĕр вăйлă» (Марш физкультурников). Вокально-хоровая музыка (песни, хоры, обработки чуваш. народ. песен) была одним из излюбленных жанров композитора. Автор ок. 700 вокал. произведений, вошедших в 16 сборников, изданных в Москве и Чебоксарах.  Среди них песни патриотич. содержания, воспевающие родной край [«Çĕршыв илемĕ» (Краса Родины), «Атăл» (Волга)], массовые хоровые песни, посвящённые актуал. темам современности [«Туслăх маршĕ» (Марш дружбы), «Пирĕн тус­лăх ĕмĕре» (Наша дружба на века), «Çунатлă ĕмĕр» (Песня о космических соколах), «Колхоз такмакĕсем» (Колхозные частушки), «Ĕç геройĕсен юрри» (Песня героев труда)]. Многие сочинения Х. адресованы молодёжи [«Çамрăк­лăх» (Молодость), «Пирĕн юрă янратăр ялан» (Пусть звенит наша песня всегда), «Укăл­ча умĕнче» (У околицы), «Çĕмĕрт» (Черёмуха), «Пĕр саншăн çеç» (Лишь для тебя), «Шупашкар каçĕсем» (Чебоксарские вечера)]. В песен. творчестве наиболее полно отразились индивидуал. черты стиля композитора: яркий национал. колорит, оригинал. эмоционал. мелодика, своеобраз. ритмика, оптимистичный настрой, задушевность и лиричность. Важной частью творческого наследия Х. стали его сольные и хоровые обработки. Работе с народ. песней он придавал немалое значение, опубликовал сборник хоровых обработок. Активно работал в театральных жанрах. Незаконченными остались его опыты создания оперы «Сендиер и Пинерби» (1947), дет. оперы «Илюш ашшĕне шырать» (Илюша ищет отца, 1977). Композитор выполнил музыкал. оформление ряда спектаклей ЧГАДТ: «Нарспи» А.Д. Калгана и В.О. Алагера, «Анисса» А.Д. Калгана, «Саламби» В.Н. Яковлева по А.С. Артемьеву, «Çĕрпе кăвак тÿ­пе» (Земля и небо голубое) А.А. Эсхеля, «Колхоз хĕрĕсем» (Колхозные девушки)  Л.Н. Родионова и Е.О. Афанасьева и др. Оригинал. сольные и хоровые номера содержат его музыкал. комедии «Чечекленет çĕршыв» (Цветущая Родина) и «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана). Вершиной работы Х. в сфере театрал. музыки стала опера «Нарспи», признанная классикой чуваш. музыки. Значител. вклад Х. внёс в развитие кантатно-ораториального жанра, написав для солистов, хора и симфонич. оркестра сочинения «Патриотическая оратория» (1970–79) и «Октябрь халăха ирĕке кăларчĕ» (Народ, раскрепощённый Октябрём, 1977). Одним из первых среди чуваш. композиторов обратился к поэзии М.К. Сеспеля, воплотив её в «Патриотической оратории». Инструментал. музыка представлена в творчестве Х. камерными сочинения-ми: фортепиан. миниатюрами, отдель­­-ны­ми пьесами для различ. инструмен-тов, струнным квартетом. Среди его произведений для симфонич. оркестра – Торжественная увертюра (1935), одночастная Симфония до-минор (1941), симфонич. картина «В лесу» по поэме «Нарспи» (1951), сюита «Советская Чувашия» (1956–58). Выделяется одно из послед­них сочинений Х. – Концерт для гобоя с оркестром (1981), посвящённый А.С. Любимову. В нём характерные черты национал. мелодики и ритми­ки органично сочетаются с технически сложными исполнител. приёмами. Муж В.А. Хирбю.

     Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1945), заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), народный артист РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии Чуваш. АССР им. К.В. Иванова (1969), премии Комсомола Чувашии им. М.К. Сеспеля (1967). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Его имя занесено в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чуваш. АССР (1971). Именем Х. названа улица в Чебоксарах, на доме, где он жил в 1959–83 (пр. Ленина, 14), установлена мемориальная доска.

Л.И. Бушуева.
Хорев Борис Сергеевич

     ХОРЕВ Борис Сергеевич [12.6.1932, пос. город. типа (ныне город) Логойск Мин. обл., Белоруссия – 3.6.2003, Москва] – географ, доктор географических наук, профессор (1978). Окончил геог­рафич. факультет Моск. государствен. университета (1955). С 1966 работал в Центре по изучению проблем народонаселения экономич. факультета МГУ: зав. сектором, зав. отделом, в 2001–03 глав. науч. сотрудником. Доктор. диссертацию защитил в 1972 на тему «Единая система расселения и развитие городов». Проводил исследования населения и хозяйства Волго-Вят. р-на, в т.ч. Чувашии, предложил генетическую типологию городских поселений и апробировал её на примере городов Волго-Вят. р-на. Автор более 500 науч. работ, в т.ч. учебника для вузов «Экономическая и социальная география мира» (в соавт., 2000), монографии «Городские поселения СССР» (1968), «Проблемы городов» (1971, 1975 – 2-е изд., перевод на болгар. язык), «Территориальная организация общества» (1981), «Региональная политика в СССР» (1989), «Очерки геоглобалистики и геополитики» (1997) и др.

З.А. Трифонова.
Хонюков Трифон Егорович
Т.Е. Хонюков.
Т.Е. Хонюков.

     ХОНЮКОВ Трифон Егорович [1.10.1886, с. Тобурданово Цивил. у. (ныне Канаш. р-на) – 27.5.1950, там же] – полный Георгиевский кавалер, подпрапорщик. Участник Первой мировой войны: служил в 15-м Сибир. стрелковом полку 2-го Сибир. армейского корпуса телефонистом артиллерийской батареи, обеспечивал бесперебойную связь с командованием полка под огнём противника. С мая 1915 по май 1917 награждён Георгиев. крестами четырёх степеней и Георгиев. медалью 4-й степ. После войны работал на родине в своём хозяйстве, колхозе, секретарём Тобурданов. сельсовета.

В.И. Миттов.
Халапсин Александр Михайлович

     ХАЛАПСИН Александр Михайлович [1883, с. Ишаки Козьмодемьян. у. (ныне Чебоксар. р-на) – 28.12.1930, Чебоксары] – общественный деятель. С 1904 машинист Кронштадт. порта. С 1917 член РСДРП(б). Участник Февральской и Октябрьской революций 1917. Председатель Чуваш. землячества в Кронштадте, председатель крестьян. секции Кронштадт. совета, делегат 3-го Всеросс. крестьян. съезда. В 1918 член ВЦИК. В 1918–22 продработник Чебоксар. у. и ЧАО. С 1922 механик и машинист, монтажник электродвигателей.

А.В. Изоркин.
Хакимзянов Фарид Сабирзянович
Ф.С. Хакимзянов.
Ф.С. Хакимзянов.

     ХАКИМЗЯНОВ Фарид Сабирзянович [р. 29.7.1945, Старотатарская слобода г. Казань Татар. АССР (ныне Респ. Татарстан)] – тюрколог, доктор филологических наук, профессор (2005). Окончил историко-филологич. факультет Казан. государствен. университета (1971), аспирантуру Института языкознания АН СССР (1975). Работал в республикан. молодёж. газете «Татарстан яшьлђре» (1969–72), млад., стар. науч. сотрудником Института языка, литературы и истории Казан. филиала АН СССР (1976–90), стар. преподавателем факультета татар. филологии Казан. государствен. университета (1987–89), членом редакцион. коллегии Татар. совет. энциклопедии (1990–92). В 1993–96 профессор факультета языка, истории и географии Анкар. университета (Турец. Респ.), в 1995–96 помощник министра образования Респ. Татарстан, в 1996–2005 зав. кафедрой языкознания Татар. государствен. гуманитар. института (ТГГИ), в 1997–2005 глав. редактор журнала «Учёные записки» и руководитель издательства «Gumanitariya» ТГГИ, c 2006 член редколлегии журнала «Turcologica» Анкар. университета, с 2007 зам. глав. редактора журнала «Российская тюркология». С 2010 профессор университета Коджатепе г. Афйон-Карахисар (Турец. Респ.).

     Х. исследовал и обнаружил много новых булгар. эпиграфических памят­­­­ни­­­ков. Доктор. диссертацию защитил в 1992 на тему «Эпиграфические па­­мят­ники волжских булгар и языковая стра­тификация в Волж­ской Бул­га­рии». Автор более 190 на­уч. работ. Член Всесоюз. (Все­росс.) ассоциации востоковедов (1988), член редколлегии на­­уч. жур­нала «Ta­ta­rica» Института ис­тории им. Ш. Марджани АН Респ. Татарстан, с 2008 Международ. тюркологич. центра (г. Алма-Ата, Казахстан).

     Заслуженный деятель науки Респ. Татарстан (2004).

     Соч.: Язык эпитафий волжских булгар. М., 1978; Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их языки. М., 1987; Эпиграфические памятники г. Булгара. Казань, 1987 (в соавт.).

А.П. Хузангай.
Халитов Ринат Арифуллович

     ХАЛИТОВ Ринат Арифуллович (р. 8.6.1957, г. Канаш) – дирижёр, педагог, исполнитель-баянист. Окончил Чебоксар. музыкал. училище (1975), Казан. государствен. консерваторию [класс Т.Х. Сулейманова (баян) и С.М. Хабибуллина (дирижирование), 1982]. С 1983 преподаёт в Казан. государствен. консерватории: в 1987–95 декан исполнительских факультетов, с 1996 проректор по учеб. и воспитател. работе, с 2001 профессор. Подготовил более 50 дирижёров оркестров народ. инструментов. Создатель и дирижёр оркестра татар. музыки «Tatarica» (1993), лауреата международ. конкурсов и фестивалей в Италии (1995), Франции (1997), Узбекистане (2001). Один из организаторов на базе Казан. консерватории международ., всеросс. и регионал. конкурсов исполнителей на различ. инструментах.

     Заслуженный деятель искусств Татар. АССР (1980), заслуженный работник высшей школы Росс. Фед. (2010).

Л.И. Бушуева.