-

Обзор статей

Название Статья Автор
Степанов Павел Дмитриевич
П.Д. Степанов.
П.Д. Степанов.

СТЕПАНОВ Павел Дмитриевич (14.11.1898, г. Саратов – 27.1.1974, г. Саранск) – археолог, этнограф, историк, доктор исторических наук (1968), профессор (1971). Окончил лингвистич. отделение педагогич. факультета Саратов. государствен. университета (1925). В 1922–32 науч. сотрудник и зав. этно­графич. отделом, в 1934–38 зав. отделом истории Саратов. област. музея краеведения. В 1927–32 ассистент кафедры археологии и этнографии Саратов. университета. В 1932–34 на Дальнем Востоке: зав. краевед. пунктом Тугуро-Чумикан. культбазы Хабаров. края. В 1935–38 стар. науч. сотрудник Нижневолж. института краеведения в г. Саратов. В 1938–40 зав. отделом истории Коми республикан. музея в г. Сыктывкар, одновременно преподавал археологию в Коми государствен. педагогич. институте. В 1940–41, 1945–46 стар. науч. сотрудник сектора истории Мордов. НИИ, в 1941–42 начальник планово-финансового отдела Управления кинофикации при Совете Народ. Комиссаров Мордов. АССР. В 1942–45 командир отделения и замполит роты в запас. частях Красной Армии. В 1946–59 преподаватель, доцент (с 1949) кафедры истории СССР (в 1949–52 зав. кафедрой) Саратов. государствен. педагогич. института и Саратов. университета. С 1965 работал в Мордов. НИИ ЯЛИЭ (с 1968 зав. сектором археологии и этнографии), на кафедре истории СССР Мордов. государствен. университета (1970–74). Автор более 60 науч. работ. В 1968 за монографию «Ош Пандо» (1967) ему присвоена учёная степень доктора историч. наук. В нач. 1920-х гг. участвовал в этнографич. экспедиции в чуваш. селениях Хвалын. у. Саратов. губ., публиковал в науч. изданиях материалы о саратов. чувашах. С 1940 под его руководством проведено ок. 40 археологич. экспедиций, давших большой материал для археологич. карты Сред. Поволжья. Им изучены памятники именьковской культуры, выделена примокшан. культура эпохи бронзы. В 1950, 1952, 1954, 1956 археологич. экспедиция под его руководством провела разведоч. исследования в запад. и северо-запад. частях Чувашии. С. открыто в республике ок. 20 поселений с баланов. (фатьянов.) керамикой, после чего существование баланов. (фатьянов.) поселений стало признан. фактом. Материалы исследованного им в 1950 поселения в нижних слоях Изванкин­ского городища «Хула çучĕ» в Аликов. р-не дали название завершающему хуласючскому этапу баланов. культуры. С. подготовил и издал (1962) подроб. археологич. карту запад. части Сред. Поволжья, включая и территорию Чувашии.

Заслуженный деятель науки Мордов. АССР (1968).

Соч.: О фатьяновских поселениях // Советская археология. 1958. №2; Новые фатьяновские памятники на территории Чувашской АССР // Советская археология. 1958. №4; Материалы для археологической карты западной части Среднего Поволжья // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. М., 1962. Т. 4.

Е.П. Михайлов.
Смолин Виктор Фёдорович
В.Ф. Смолин.
В.Ф. Смолин.

СМОЛИН Виктор Фёдорович [29.3.1890, Верхне-Баранчанский завод Екатеринбург. у. Перм. губ. (ныне пос. Баранчинский Кушвин. город. округа Свердлов. обл.) – 27.10.1932, г. Пятигорск] – археолог, историк, педагог, музейный работник. Учился на историко-филологич. факультете Казан. университета (1909–11, 1914–18), в университетах Лейпцига и Галле (1911–14). После окончания в мае 1918 Казан. университета оставлен там же, но из-за событий Граждан. войны в том же году переехал в г. Томск. В 1918–20 преподавал в Том. университете и гимназии, заведовал университет. музеем археологии и этнографии, состоял стар. ассистентом в Институте исследования Сибири. В 1920–29 работал в Казани, преподавал в Казан. университете (1920–21), Восточ. академии (с 1921), заведовал кафедрой археологии (с 1923 – профессор археологии) отделения востоковедения, кабинетом материал. культуры Восточ. педагогич. института (с 1922). В 1929–31 директор Херсонес. музея-заповедника (г. Севастополь). В феврале–марте 1931 сидел в тюрьме по обвинению в контрреволюцион. деятельности. В 1931–32 науч. сотрудник Пятигор. музея краеведения.

В историч. и археологич. исследованиях С. важное место занимала и тема Волжской Болгарии. Опубликовал книгу «К вопросу о происхождении народности камско-волжских болгар: Разбор главнейших теорий» (Казань, 1921), ряд отчётов о своих раскопках в Болгаре и путеводитель по городищу, описал клад монет из болгар. города Джуке-Тау, чашу с оленем из Болгара и др. Для краеведов Татарии и Чувашии им подготовлено несколько методич. пособий по составлению археологич. карт и охране памятников.

Как полевой исследователь проводил разведоч. работы, раскопки в Чувашии. В числе важнейших – описание в 1921 и раскопки в 1925 Абашевского курганного могильника. [«Абашевский могильник в Чувашской республике (Очерк археологических раскопок в 1925 году)» (Чебоксары, 1928)]. Описанная им культура эпохи бронзы получила название абашевской (см. Абашев­ская культурно-историческая общность). В 1926 С. возглавил отряд Средневолжской экспедиции ГАИМК в нижнем течении р. Цивиль, открыл памятники каменного, бронзового, раннего железного веков и средневековья. Итоги разведок 1926 опубликовал в «Известиях ИОАИЭ» (Т. 33. Вып. 4. Казань, 1927). Ряд рукописей С. по археологии Чуваш. края остались неизданными.

В науч. и научно-популяр. работах [«Чăвашсен тĕп аслашшĕсем (Прошлое чувашского народа)» (Казань, 1921) и др.] затрагивал вопросы этнич. истории волж. болгар и чуваш. народа. Являлся актив. сторонником болгар. теории происхождения чувашей.

С. поддержал массовое краевед. движение, способствовал деятельности различ. краевед., науч. обществ, учреждений и музеев в Татарии, Чувашии, Сибири, на Север. Кавказе. Член Общества археологии, истории и этнографии при Казан. университете, Общества изучения местного края (с 1921), Науч. общества татароведения, член-корреспондент Чуваш. республикан. Совета науки и культуры (1929) и др. В 1920-х гг. председатель и член бюро краеведения Татар. АССР. Один из членов-учредителей Всеросс. науч. ассоциации востоковедов.

Е.П. Михайлов.
Сеспель Михаил Кузьмич
Обложка первого сборника стихов М. Сеспеля. Художник Ф.С. Быков. Чувашгиз. 1928.
Обложка первого сборника стихов М. Сеспеля. Художник Ф.С. Быков. Чувашгиз. 1928.
М.К. Сеспель.
М.К. Сеспель.

СЕСПЕЛЬ (псевд., наст. фам. Кузьмин) Михаил Кузьмич [4.11.1899, д. Шугурово Цивил. у. (ныне д. Сеспель Канаш. р-на) – 15.6.1922, с. Старогородка Чернигов. губ. (ныне Чернигов. обл., Украина)] – поэт-реформатор, драматург, прозаик, государствен. и обществен. деятель. Учился в Шихазан. второклас. школе (1914–17), Тетюш. учител. семинарии (1917–19). Работал в Тетюш. судебно-следствен. комиссии (1919–20), председателем Ревтрибунала и зав. отделом юстиции ЧАО (1920). Был арестован по ложному обвинению (27 декабря 1920), освобождён на поруки товарищей (7 февраля 1921). Из-за резкого ухудшения здоровья выехал на ле­чение в Евпаторию (12 мая 1921), осенью поступил в Киев. художествен. школу, был призван в Красную Армию. После комиссования (27 декабря 1921) из-за обострения костного туберкулёза С. отправился к другу Ф. Пакрышню в с. Волчья Гора Остёр. у. Чернигов. губ. Поступил на работу в Остёр. уезд. земел. отдел делопроизводителем (15 марта 1922). Одновременно работал инструктором переселенческой комиссии, где принимал активное участие в организации помощи переселенцам из голодающих губерний Поволжья, поражённых неурожаем. 15 июня 1922 С. покончил жизнь самоубийством, что объясняют обострением его болезни и конфликтом с начальством из-за беженки-чувашки с двумя детьми. Останки С. впоследствии перенесены в Централ. парк г. Остёр (5 ноября 1954), где ему воздвигнут памятник-обелиск.

Периоды творчества С.: шихазан. (до августа 1917), раннететюш. (сентябрь 1917 – лето 1919), позднететюш. (лето 1919 – август 1920), чебоксар. (сентябрь 1920 – май 1921), крым. (июнь – август 1921), киев. (сентябрь 1921 – февраль 1922) и остёрский (март – июнь 1922). В эти отрезки жизни складывались темперамент и характер поэта, утверждались и эволюционировали этические нормы и эстетические вкусы, сложилась система взаимоотношений с окружающими людьми. Всё это сказалось на его творчестве, отразилось в поэтических произведениях – начиная с идеи, пафоса до стиховой системы.

В шихазан. период поэт активно усваивал традиции рус. поэзии 19 в., в то же время сочинял стихи в рамках чуваш. народ. эстетики и поэтики.

Раннететюш. период стал для С. периодом приобщения к мировой культуре. Особенно поэт любил героев романа Э.Л. Войнич «Овод» и песни нидерланд. повстанцев-гезов, идеализировал пламен. борцов за свободу. Противопоставление старой и новой России было типич. приёмом в поэзии тех лет. С. использовал его для выражения идеи борьбы против национал. гнёта чуваш. народа. В эстетической концепции ран­нететюш. периода наблюдаются две тенденции: созвучность пафоса его стихо­творений с пафосом произведений пролетар. поэтов «Кузницы» и овладение художествен. приёмами рус. символистов.

Лирическое в поэзии С. впервые раскрылось в позднететюш. цикле стихов. Воспевая человеч. красоту и возвеличивая идеал возвышен. чувств, С. проявил себя тонким лириком, различающим неуловимые оттенки звуков и красок. В исповедал. письмах воплотил свои чувства и переживания в цветосимволике. Данный приём был излюбленным у символистов. Основными цветами поэта были красный, зелёный и синий (голубой): красный символизировал борьбу за свободу, зелёный – плоть самого поэта и художника, синий цвет для С. был цветом любви. Но всё же главнее в стихо­творениях поэта – «живые звуки чувства». Изучая природу чуваш. языка, С. заметил его склонность к подражаниям звуку и светотени. В поэзии С. данного периода наблюдается органич. слияние образно-стиховой структуры с содержанием произведения. Здесь он при­дер­живался позиции В.Я. Брюсова, к-рый, в отличие от формалистов, не отрывал форму от содержания, а объяснял метрико-ритмический строй стиха в связи с рассмотрением его содержания.

В чебоксар. период творчества С. начал применять в своих стихах иные метафоры, тропы и фигуры речи. Всё это было необходимо для создания особой поэтики и нового стиля. Вскоре он разработал новый поэтический синтаксис и интонацию, теорию чуваш. силлабо-тонического стиха. Пытался соединить лучшие качества разных литератур. школ и создать школу, соответствующую духу революцион. преобразований. Ещё весной 1920, будучи в Казани на 1-м Всесоюз. съезде чуваш. секций и активных работников, он собирал вокруг себя молодых художников родного слова и обсуждал вопросы организацион. объединения чуваш. писателей. В мае 1921 С. выступил перед творческой интеллигенцией Чебоксар с докладом, посвящённым вопросу объединения литератур. сил. Тогда же он приступил к составлению сборника стихов чуваш. поэтов. Осенью 1920 С. усиленно работал над обновлением поэтики чуваш. стиха, кроме теоретич. работы («Стихосло­жение и правила ударения»), сочинил ряд оригинал. стихотворений програм. характера: «Чăваш чĕлхи» (Чувашский язык), «Чăваш ачине» (Сыну чувашскому), «Чăваш арăмне» (Чувашке). В данный период он в полный голос воспевал национал. раскрепощение, предсказывал расцвет языка, литературы и всей культуры родного народа. Находясь в заключении, он написал стихотворение «Йывăр шухăшсем» (Тяжкие думы), поэтика к-рого удивительно органично сливается с пафосом и содержанием текста, задумчивый и минорный тон достигнут разговор. интонацией и стихо­твор. размером дольника, очень близ­кого к верлибру. В чебоксар. период С. освоил поэтику многих жанров литературы, экспериментировал в стиле различ. литератур. школ, оставаясь при этом верным своему глав. эстетическому принципу – подчинению символов, образов и стихотвор. речи содержанию произведения. В создании образов он нередко обращался к христиан. мифологии. В поэзии С. данного периода ярко выражено личностное начало.

В стихах крым. периода индивидуал. «я» поэта полностью слилось с коллектив. «мы»: С. впервые выступил от имени всего народа. Июньский цикл стихов по стилю близок к магич. заклинаниям и языческим заговорам. Звукопись его стиха способствует непосредствен. ощущению, а через него – и наиболее полному пониманию содержания стихотворения. Июльский цикл стихов выделяется яркой символикой. Так, в стихо­творении «Çĕн Кун аки» (Пашня Нового Дня) имеется цветосимволика как раннего, так и зрелого периодов. Обновлённая образно-метафорическая система его поэзии оказалась способной создавать образы путём сближения самых далёких друг от друга понятий или круга явлений. В стихотворении «Тинĕсе» (Морю) С. изложил своё представление о поэте нового времени, в диалоге с морем лирический герой находит форму самоочищения. В данном произведении он проявил свой талант поэта и художника в полной мере. В крым. цикле стихов он добился гармонии индивидуал. и коллектив. сознания.

В стихотворении «Хурçă шанчăк» (Стальная вера), созданном в сентябре 1921, С. ещё не потерял былого пафоса и духа. В то же время он видел расхождение его идеала с действительностью. Примерно через месяц написал стихо­творение «Выç псалом» (Голодный псалом), в к-ром опять возник образ пригвождённой Родины. Время диктовало новую форму выражения настроений, отличную от чеканной силлабо-тонической ритмики ранних стихов. Ломалась мелодическая речь, увеличивалось значение молчаний-пауз в строках. Так, он вновь обратился к свободному стиху, ярким образцом к-рого является стихотворение «Кĕпер хывăр!» (Проложите мост!).

В остёрский период творчества С. вплотную начал интересоваться имажинизмом, в духе к-рого сочинил стихо­творение «Выдуманным глазам» (30 мая 1922). В отличие от «левых» имажинистов (В.Г. Шершеневич, А.Б. Мариенгоф и др.), С. никогда не ставил образ выше смысла, этим был наиболее близок к С.А. Есенину. В поэтику остёрского периода вошли проникновенные художествен. образы. Уподобляясь суровой действительности, он пытался выдавить из себя душу тонкого лирика: его лирич. герой груб и самоуничижителен.

С. написал несколько публицистич. статей и 2 рассказа: «Вăрман ачисем» (Дети леса, 1918) и «Истома» (1919), драму «Упик» (1921), в них выразил идею национал. свободы и равноправия народов.

О жизни и творчестве С. Ю.О. Збанацким написан одноимён. роман, Киев. киностудией им. А.П. Довженко снят фильм (1970). В Чебоксарах его именем названы улица, сквер, библиотека, установлен памятник, открыт музей; школа в с. Шихазаны Канаш. р-на носит имя С.; в родной деревне действует Мемориальный комплекс «Родина Михаила Сеспеля».

Соч.: Собрание сочинений. Ч., 1959.

В.Г. Родионов.
Силов Анатолий Александрович

СИЛОВ (до 1990 Александров) Анатолий Александрович [р. 20.5.1938, с. Яндашево Мариинско-Посад. р-на (с 1968 в составе г. Новочебоксарск)] – художник-прикладник, живописец, график, член Союза художников СССР (1982). Окончил факультет приклад. искусства Моск. текстил. института (1967). Работал художником по тканям на ЧХБК (1967–69), художником в Во­рошиловград. отделении Художест­вен. фонда Украин. ССР (1969–77), ЧТПК Художествен. фонда РСФСР (1978–92). До кон. 1990-х гг. создал ок. 80 автор­ских гобеленов. С нач. 2000-х гг. занимается живописью и графикой. Преподавал на факультете изобразител. искусств в Гётеборг. университете (Швеция, 1994–96), в Королев. Академии художеств г. Катманду (Непал, 1996–97), в университете г. Анталья (Турция, 2001–06). Был в творческих командировках в странах Африки: в Алжире, Сенега­ле, Мавритании, Заире, Уганде, Эфиопии, Танзании, Сомали, Кении, где создал многочислен. портреты и пейзажи. Произведения С. декоративны, порой абстрактны, отличаются насыщен. открытым цветом. Основные произве­дения: гобелены «Космонавты социа­лис­ти­ческих стран», «Начало весны», «После дождя» (1991), «Святые звёзды» (1994), серии графич. и живопис. произведений: швед., африкан., непал., турецкая. Участник выставок республикан., всеросс., всесоюз., зонал., международ. с 1979.

Заслуженный художник Чуваш. Респ. (1995), народный художник Чуваш. Респ. (2013). Лауреат Государственной премии Украин. ССР им. Т.Г. Шевченко (1972). Почётный гражданин Мариинско-Посад. р-на.

А.Г. Григорьев, А.А. Малинина.
Солдатова Ирина Борисовна
И.Б. Солдатова.
И.Б. Солдатова.

СОЛДАТОВА Ирина Борисовна (23.2.1965, Чебоксары – 17.2.2002, там же) – спортсменка, мастер спорта СССР по стрельбе из лука (1981), заслуженный мастер спорта СССР (1986). Чемпионка и рекордсменка Чувашии, призёр (1985) и чемпионка (1984) России, победительница 8-й летней Спартакиады народов РСФСР (1983) и призёр 8-й летней Спартакиады народов СССР (1983), победитель Кубка (1987) и чемпионка СССР (1985), чемпионка мира (1985) по стрельбе из лука. Воспитанница ДЮСШ Чебоксар. хлопчатобумаж. комбината. Окончила факультет физич. культуры Чуваш. государствен. педагогич. университета (2000). Работала тренером по стрельбе из лука. Её именем названа специализирован. ДЮСШ олимп. резерва по настол. теннису и стрельбе из лука в Чебоксарах. 

Н.Г. Скородумов.
Сбо­ев Василий Афанасьевич

СБОЕВ Василий Афанасьевич (21.3.1810, с. Чернуха Нижегород. губ. – 8.6. 1855, г. Казань) – русский писатель, этнограф. Воспиты­вался в с. Кошки Чебоксар. у. (ныне с. Первое Чура­шево Мариинско-Посад. р-на) в семье священника И.С. Протопопова. Окончил Ка­зан. духовную семинарию (1829), С.-Петербург. духовную академию (1833). Преподавал в Казан., Симбир. духовных семинариях (1833–41). В 1841–50 адъюнкт-профессор кафедры рус. словес­ности Казан. университета. Науч. деятельность посвятил исследованию быта, культуры и словесности народов Сред. Поволжья – чувашей, мордвы, мари, удмуртов. С. подходил к изучению этих вопросов без предвзятых мнений, питая к этим народам искреннее уважение. Статьи печатались в «Учёных записках» Казан. университета и «Казанских губерн­ских ведомостях». Ему принадлежит первая науч. монография о чувашах «Заметки о чувашах», в к-рой дан критич. анализ публикаций по этой теме, отдельные главы посвящены земледелию и материал. культуре (поселениям и жилищу), свадеб. обрядам, религии, народ. праздникам, погребал. обрядам, фольклору, чуваш. языку. Собирал чуваш. народ. песни, изучал их поэтич. своеобразие, метрику. Наиболее значител. этно­графич. трудом С. является «Исследование об инородцах Казанской губернии» (Казань, 1856) (переиздан в 2004 под названием «Заметки о чувашах»).

Г.Б. Матвеев.
Соколов Александр Васильевич

СОКОЛОВ Александр Васильевич [20.8.1825, с. Большие Шемердяны Ядрин. у. (ныне Ядрин. р-на) – 4.12.1875, г. Казань] – правовед, действительный статский советник (1872). Обучался в Чебоксар. духовном училище, окончил юридич. факультет Казан. университета (1849). В 1849–51 изучал рим. право в Дерптском университете, затем год стажировался в Сенате (С.-Петербург). В 1853 получил степень магистра правоведения в Дерптском университете. С 1854 адъюнкт Казан. университета по кафедре рим. права (с 1860 экстраординар. профессор). В 1861 перешёл на кафедру граждан. права (с 1862 ординар. профессор). В 1861–62 находился в науч. командировке в Европе. В 1865–74 преподавал на кафедре уголов. права и судопроизводства Казан. университета. Член Казан. экономич. общества (1854). Автор проекта устава Казан. юри­дич. общества.

Награждён орденами Святого Станислава 2-й степ. с Император. короной, Святой Анны 2-й степ.

Ю.В. Гусаров.
Семёнов Демьян Филиппович

СЕМЁНОВ Демьян Филиппович (10.7.1938, с. Николаевское Ядрин. р-на – 25.6.2016, Чебоксары) – журналист, партийный деятель. Окончил Чуваш. государствен. педагогич. институт (1959), журналист. факультет Высшей партийной школы при ЦК КПСС (1973). В 1959–71 литератур. сотрудник, корреспондент, зав. отделом культуры, литературы и искусства, зам. редактора, с 1974 по 1988 редактор газе­ты «Коммунизм ялавĕ». В 1988–91 секретарь Чуваш. обкома КПСС. В 1991–95 работал в Чуваш. филиале экспериментал. научно-производствен. фирмы «Российские семена». В 1995–2006 начальник редакционно-издател. отдела аппарата Государствен. Совета Чуваш. Респ.

Заслуженный работник культуры Чуваш. АССР (1987). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

Ф.Ф. Фёдоров.
Смелов Константин Захарович

СМЕЛОВ Константин Захарович (р. 17.10.1932, с. Оринино Моргауш. р-на) – аг­роном, кандидат сельскохо­­зяй­ст­вен­­ных наук (1964), доцент (1965). Окончил Чуваш. сельскохозяйст­вен. институт ­(1956), аспирантуру Научно-исследовател. института сахар. свёклы в г. Киев (1963). Работал стар. агрономом-инспектором управления Госстраха (Чебоксары, 1956–58), агрономом-семеноводом колхоза им. Коминтерна Красночет. р-на (1958–60), зав. отделом агротехники Уладово-Люменец. опыт. станции на Украине (1963–64), доцентом Чуваш. педагогич. института (1964–65). В Чуваш. сельскохозяйствен. институте (с 1995 академия) – доцент кафедры почвоведения, агрохимии и общего земле­делия (1965–67), кафедры общего земледелия (1967–2002), декан заоч. факультета (1983–93). Автор 30 науч. работ по агротехнике корнеплодов и др. культур.

Заслуженный работник высшей школы Чуваш. Респ. (1993). 

А.И. Кузнецов.
Спиридонов Вениамин Тимофеевич

СПИРИДОНОВ Вениамин Тимофеевич (р. 2.1.1946, д. Старое Муратово Урмар. р-на) – агроном, кандидат сельскохозяйственных наук (1973), доцент (1985). Окончил Чуваш. сельскохозяйствен. институт (1969), аспирантуру Моск. научно-исследовател. института картофел. хозяйства (1973). Работал в колхозе им. В.И. Ленина Урмар. р-на (1963–64), агрономом-семеноводом (1969) и управляющим отделением (1969–70) совхоза «Ленинский» того же р-на. С 1973 в ЧСХИ (с 1995 академия): ассистент (до 1979), стар. преподаватель (1979–83), доцент (с 1983) кафедры общего земледелия, декан агрономич. факультета (1986–91, 1994–2002). Науч. исследования по вопросам агротехники картофеля, использования биологич. семян в семеноводстве картофеля. Автор нескольких высокоурожайных сортов картофеля (Учхоз-3, АБС-98 и др.)

Заслуженный работник образования Чуваш. Респ. (1997).

А.И. Кузнецов.