-

Обзор статей

Название Статья Автор
Мерперт Николай Яковлевич
Н.Я. Мерперт.
Н.Я. Мерперт.

МЕРПЕРТ Николай Яковлевич (26.11.1922, Москва – 29.1.2012, г. Бронницы Моск. обл.) – археолог, доктор исторических наук, профессор, почётный иностранный член Института фракологии Болгар. академии наук, член-корр. Герман. археологич. института. С 1940 служил в Красной Армии, участник Вел. Отечеств. войны (1941–42). Окончил историч. факультет Моск. государствен. университета (1945), аспирантуру Института истории материальной культуры (ИИМК, 1949). С 1949 работал в этом институте: науч. сотрудник, учёный секретарь (1956–61), зав. отделом неолита и бронзового века (1973–89), зав. группой зарубеж. археологии (1961–80, 1989–98), глав. науч. сотрудник. Один из ведущих археологов страны. Был членом редколлегий журналов «Советская археология» и «Российская археология», а также ряда зарубеж. периодич. изданий. Член редакцион. совета академич. журналов «Российская археология» и «Вестник древней истории». Разрабатывал проблемы и темы: происхождение европейских народов, археология первобыт. общества населения Балкан и Переднего Востока; энеолит, бронзовый век и раннее средневековье степной зоны Евразии, сложение государственности на Ближ. Востоке, библейская археология, формирование культурно-историч. областей (общностей), салтово-маяц. культура и археология раннего и зрелого средневековья степ. полосы Евразии в целом и др. Участник и руководитель археологич. экспедиций в Новгороде, Крыму, Среднем и Нижнем Поволжье, Север. Кавказе и др., за рубежом: в Монголии, Египте, Ираке, Сирии и др. С 1963 более 30 лет – соруководитель советско-болгар. экспедиции на Балканах. Доктор. диссертацию защитил в 1968 на тему «Древнейшая история населения степной полосы Восточной Европы (III – нач. II тыс. до н.э.)». Автор более 350 науч. работ, в т.ч. 10 монографий. Создал науч. школу в росс. археологии. Подго­товил более 40 кандидатов и докторов наук.

М. – исследователь археологии Поволжья, в т.ч. Чувашии. В 1950-е гг. –зам. начальника и руководитель 2-го отряда Куйбышев. экспедиции ИИМК, исследовавшей десятки памятников от эпохи бронзы до средневековья в Куйбышев. (ныне Самар.) и Ульянов. областях. Внёс большой вклад в изучение и исследование основных археологич. культур бронзового века Поволжья: ямной, полтавкин., абашев., срубной.

В 1957–59 руководил отрядом Чувашской археологической экспедиции, вёл раскопки памятников бронзового века на территории Чувашии: курганов абашевской культурно-исторической общности в Чебоксар. р-не (Абашевский курганный могильник, Пикшикский курганный могильник, курганы из Большеянгильдинского комплекса памятников), курганов срубной культуры Уразмаметевского курганного могильника в Яльчик. р-не. В ходе работы экспедиции получен материал об обществен. строе, погребал. обряде племён абашев. и срубной культур.

Заслуженный деятель науки Росс. Фед. (1996). Лауреат Государствен. премии Росс. Фед. в области науки и техники (1999). Награждён орденом Отечественной войны 2-й степ., медалями; орденом Кирилла и Мефодия 1-й степ., Большой медалью св. Климента Охридского (Болгария).

Соч.: Абашевская культура в Среднем Поволжье. М., 1961; Срубная культура южной Чувашии // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. 4. М., 1962; Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974.

Е.П. Михайлов.
Магницкий Василий Константинович
В.К. Магницкий.
В.К. Магницкий.

МАГНИЦКИЙ Василий Константинович [3.3.1839, с. Ядрино Ядрин. у. (ныне Ядрин. р-на) – 4.3.1901, с. Шуматово Ядрин. у. (ныне с. Советское Ядрин. р-на)] – юрист, этнограф, фольклорист. Родился в семье потомствен. священника, учился в Чебоксар. духовном училище, в 1854–57 – в Казан. духовной семинарии. Окончил юридич. факультет Казан. университета (1862). Год прослужил в Казан. палате уголов. и граждан. суда. В 1863–77 – судеб. следователь 2-го следствен. участка Чебоксар. у., проживал в с. Беловолжское (ныне входит в черту г. Козловка). В 1877–94 работал инспектором народ. училищ в уездах Вят. и Казан. губерний. Выйдя в отставку в чине статского советника, поселился в с. Шуматово.

Наряду с выполнением служеб. обязанностей, М. вёл активную науч. и собирател. деятельность, продолжил её и в отставке. Записывал фольклор рус. крестьян с. Беловолжское и ближних селений, издал в 1877 систематизирован. сборник песен, содержащий 211 текстов. Сбор и публикацию произведений рус. фольклора продолжил и в дальнейшем. Изучал культуру и быт чувашей и местного рус. населения. Имел широкий круг корреспондентов – учителей, священников, грамотных крестьян. Служеб. практика сказывалась на исследовател. интересах М.: он написал ряд работ об обычном праве, функционировании общины, взаимоотношении официал. и традицион. институтов, регулировании обществен., обрядово-культовой жизни, брачно-семейных нормах чувашей; часть этих работ не опубликована. Объективно охарактеризовал религиоз. состояние чувашей, собрал и опубликовал материалы о дохристиан. религии, предпринял попытку реконструирования системы традицион. обрядов и представлений. Особое внимание уделил культам Киремет и Йĕрĕх. Описания обрядов, а также записанные им тексты молитв являются уникальными источниками. К рассмотрению религии М. подходил в сравнительно-историч. аспекте. Подробно осветил занятия, материал. культуру чувашей; его описания жилищ, усадьбы, хозяйствен. построек являются наиболее полными и обстоятельными среди публикаций 19 в. М. отразил различия этнографич. групп чувашей в одежде и украшениях, способах их ношения, уделил внимание повседнев. и обрядовой пище, этикету застолья. Выявил и опубликовал ряд архив. источников. По архив. материалам составил именник, включающий более 10 тыс. чуваш. языческих муж. имён. Собирал предметы для музейных коллекций, наиболее полно и подробно из дореволюцион. исследователей описал археологич. памят­ники Чувашии. Состоял членом Общества археологии, истории и этнографии при Казан. университете, сотрудничал с Рус. географич. обществом. Автор более 200 публикаций (книг, статей, заметок). Его именем названа улица в Чебоксарах.

Соч.: Песни крестьян села Беловолжского Чебоксарского уезда Казанской губернии. Казань, 1877; Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881; Чуваш­ские языческие имена // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Вып. 2. Казань, 1919. Т.30.

П.П. Фокин.
Митта Василий Егорович
В.Е. Митта.
В.Е. Митта.

МИТТА Василий Егорович [23.2.1908, с. Большие Арабузи Буин. у. (ныне с. Первомайское Батырев. р-на) – 10.6.1957, там же] – поэт, переводчик, критик. Окончил Ульянов. чуваш. пе­дагогич. техникум (1928), учился в Литератур. институте им. А.М. Горького (1935–37). Учитель Тигашев. школы Батырев. р-на (1928–29), зав. Ходаров. школой колхоз. молодёжи Шумерлин. р-на (1929–30), ответствен. секретарь Батырев. район. газеты (1930–32). Редактор Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме Чуваш. АССР (1932–36), сотрудник Дома народ. творчества (1936–37). В 1955–57 член редколлегии и ответствен. секретарь альманаха «Тăван Атăл». Репрессирован в 1937, освобождён в 1954. Реабилитирован.

Первые стихи поэта появились в журнале «Сунтал» (1924). В раннем периоде его творчества большое место занимает лирика: стихи о юношеских мечтах, возрождении родного края и проблемах культур. традиций; поэмы «Савни парни» (Подарок любимой, 1927) и «Сĕрĕмре» (В угаре, 1927). В произведениях чувствуется нек-рое влияние С.А. Есенина, А.И. Безыменского. В 1930-е гг. в творчестве значител. место занимает граждан. лирика, в к-рой он призывает к актив. участию в строительстве новой жизни, характер. черты этого времени особенно сильно проявились в поэме «Çĕр чĕлхи» (Язык земли, 1930, 1932), посвящённой коллективизации в Чувашии и написанной в форме стихотвор. репортажа. Также публицистичны поэмы «Октябрь тантăшĕ» (Ровесник Октября, 1932), «Ăртиван мучи Ямаша кайса курнă радиотамаша» (Поездка деда Эрдивана в Ямашево, 1934).

Поэзия 1950-х гг. отличается прежде всего своей философичностью. В поэме «Тайăр» (Тайр, 1949–56) автор, передавая размышления о судьбе поэта-революционера Тайра Тимкки через описание своих горьких впечатлений из жизни в ссылке в Краснояр. крае, переходит к обобщениям о духовных ценностях родного народа. В последние годы М. написал немало коротких стихов (посвящения и эпиграммы). Он является автором рецензий и статей с глубоким анализом произведений различ. жанров, из них особо выделяется статья «Пурнăç чăн­лăхĕ» (Правда жизни, 1956) о поэме А.Е. Ал­ги «Хамăрьялсем» (Односельчане). В критике отстаивал правдивость изображения жизни, высокую художественность и богатство языка. Этой же мыслью пронизаны его дневниковые записи и письма. М. написал ряд рассказов и очерков: «Мамăк утравĕ» (Хлопковый остров, 1934), «Туркмен кавирĕсем» (Тур­кменские ковры, 1934). Им переведены на чуваш. язык произведения А.С. Пушкина, А.М. Горького, Н.А. Островского, Л.А. Кассиля, В.В. Овечкина, а также зарубеж. поэтов и поэтов на­ро­дов России.

Изданы книги: «Кăмăл» (Лирика, 1932), «Кăмăлтан» (От души, 1956), «Кăмăлăмпа шухăшăм» (Думы и мечты, 1959), «Думы мои, мечты мои» (1976), «Кĕрхи илем» (Осенняя краса, 1978), «Çак юрра эп ахаль мар юрларăм» (Я недаром эту песню спел, 1990) и др. Наиболее полно творческое наследие М. представлено в двухтомнике «Çырнисен пуххи» (Собрание сочинений, 2004, 2005). Брат П.Е. Митты.

Его именем названа школа в г. Новочебоксарск, в Чебоксарах на доме, где он жил (ул. К. Маркса, 26), установлена мемориальная доска.

Г.Ф. Юмарт.
Михайлов Станислав Николаевич

МИХАЙЛОВ Станислав Николаевич (псевд. Юхтар) (р. 3.11.1960, д. Вурумсют Цивил. р-на) – график, живописец, член Союза художников России (1993). Окончил художественно-графич. факультет Чуваш. государствен. педагогич. института (1983). Один из представителей этнофутуристич. направления. Определяющей темой творчества выступает мифология и архаическая культура чувашей. Структура произведений полифонична: в ней соединяются несколько временных слоёв, богатый пантеон, реал. люди, фантастич. животные, стилизован. деревья и травы. В качестве композицион. и смыслового стержня часто выступают филигран. элементы чуваш. орнамента. Экспериментирует с фактурой красоч. слоя, колоритом и формой. Многоцветье и графич. красота произведений М. сродни ювелир. тонкости чуваш. вышивки. Работает и в рамках миниатюры темпер. красками, используя в качестве основы дерево. Иллюстрировал стихи Г.Н. Айги, М.К. Сеспеля, М.Ф. Карягиной. Основные произведения: серии «Чувашские предания» (1988), «Мировоззрение болгаро-чувашей» (1990), «Масмак» (1990), «Памятники» (1995), «Древо жизни» (1996), триптихи «Булгар» (1989), «Поминальные песни» (1991), «Жизнь» (1997) и др. Участник международ., росс., зонал. и республикан. выставок с 1982.

Народный художник Чуваш. Респ. (2023).

А.Г. Григорьев, А.И. Мордвинова.
Мадуров Фёдор Иванович

МАДУРОВ Фёдор Иванович (24.4.1942, пос. Баскаки Шемуршин. р-на – 20.2.2022, Чебоксары, похоронен на родине) – скульптор, график, член Союза художников СССР (1983). Окончил художественно-графич. факультет Чуваш. государствен. педагогич. института (1965). Работал скульптором Чуваш. отделения Творческо-производствен. комбината Художествен. фонда РСФСР (с 1970). Одним из первых обратился к национал. тематике и народ. творчеству, к мастерству народ. резьбы по дереву, используя архаич. формы древ. памятников и предметов быта. В работах М. органично проявляются природ. качества материала, особенно дерева. Он стал ярким представителем этнофутуризма в чуваш. изобразител. искусстве. Создал серию портрет. образов героев древ. чуваш. истории и мифологии. Основные произведения: станковая графика: серия лино­гравюр «Люди моей деревни» (1966), триптих «Счастье» (1975), «Портрет художника Н.К. Сверчкова» (1975), «Заговор», «Дипломаты» (1984); станковая скульптура: «Пулхар» (1989, алюминий), двухфигурная композиция «Аçа-Ама» (1990, бронза), «Истина» (2001, бронза), портрет Н.Я. Бичурина (2002, гипс), «Асамат» (2003, бронза), «Творец» (2004, бронза); архитектурно-пластическая композиция «Эпир» (2005, бронза, дерево, гипс); монументальная композиция «Чăваш амăш» (2006, искусственный гранит); портрет академика Д.Д. Ивлева (2007, алебастр); оригинальный скульп­тур. ансамбль «Время и жизнь» (1982, дерево, Шемуршин. р-н); монументально-декоратив. композиции «Хоровод» (1981–85, дерево, дом отдыха «Ильин­ский») и «Ворота солнца» (1995), «Дорога на Москву (Конница)» (1989, дерево, Чебоксары). Участник международ., всеросс., регионал. и республикан. выставок и симпозиумов по скульптуре с 1966. Персональные выставки: 1992, 2002 в Чебоксарах; г. Ульяновск (1995). Произведения М. находятся в собраниях Чуваш. государствен. художествен. музея, Государствен. Третьяков. галереи, Государствен. Рус. музея и др.

Заслуженный художник Чуваш. АССР (1989), лауреат премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1982).

А.Г. Григорьев, А.И. Мордвинова.
Михайлов Спиридон Михайлович
С.М. Михайлов.
С.М. Михайлов.

МИХАЙЛОВ (Яндуш) Спиридон Михайлович [16.12.1821, д. Юнгапоси Козьмодемь­ян. у. (ныне Моргауш. р-на) – 15.1.1861, г. Козьмодемьянск] – историк, этнограф, географ, фольклорист. Член-сотрудник Росс. географич. общества (1854), член-корреспондент Казан. статистич. комитета (1856). Выучился рус. грамоте в семье козьмодемьян. купца. Помощник писаря в волост. правлениях Татаркасин. волости Козьмодемьян. и Большешатьмин. волости Ядрин. уездов (1834–38), писарь земской полиции в Козьмодемьянске (1838–42), переводчик и письмоводитель Козьмодемьян. зем­ского суда. По социал. положению до конца жизни оставался крестьянином.

М. – зачинатель чуваш. гуманитарной науки и художествен. литературы. С 1851 писал историч., этнографич., географич., статистич. труды, затем и художествен. произведения, к-рые публиковал в «Казанских губернских ведомостях», журналах «Русский дневник», «Москвитянин», «Русский инвалид». Отдельной книгой вышли «Чувашские разговоры и сказки». При его жизни опубликовано 34 произведения, посмертно издано 14 сочинений, 12 работ не выявлено, в т.ч. книга «Чуваши: историко-этнографический очерк». Его поддерживали рус. учёные А.И. Артемьев, И.Н. Березин, П.С. Савельев, М.П. Погодин. М. писал, что чуваши прибыли на Волгу с ЮВ, жили в Волж. Болгарии, претерпели монголо-татар. иго, в результате к-рого «стали самыми бедными жителями, утратив первоначальное своё могущество». Иссле­довал заселение русскими территории Сред. Поволжья, положение рус. ямщиков и раскольников. Наибольший вклад внёс в изучение этнографии – материальной и в особенности духовной культуры чувашей и марийцев: свадеб. обрядов, праздников, песен, плясок, увеселений, публиковал статьи о чуваш., марийских и рус. селениях. Открыл перед росс. читателем чуваш. и марийский мир. Изучал и этнографию рус. населения края. Его географич. и статистич. сочинения являются ценными историч. источниками. В публицистич. статьях М. обличал мздоимство чиновников и обман крестьян хлеботорговцами, выступал за открытие школ для чувашей и марийцев, христианскую проповедь для них на родном языке. Им написаны оригинал. рассказы и очерки: «Человек предполагает, а Бог располагает», «Разговор на постоялом дворе», «Злополучный сын», «Сборы на Болдран-базар» и др., к-рые касались вопросов нравственности.

Награждён серебряной медалью Росс. географич. общества (1859). Почётный гражданин Моргауш. р-на (2007, посмертно). Имя М. присвоено Юнгин. сред. школе Моргауш. р-на, где открыт его музей, улицам в Козьмодемьянске и Чебоксарах.

Соч.: Собрание сочинений. Ч., 2004.

В.Д. Димитриев.
Мотовилов Георгий Иванович

МОТОВИЛОВ Георгий Иванович (16.6.1894, г. Коломна – 14.6.1963, Москва) – скульптор, педагог. В 1915–21 учился в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества, затем в мастерской С.Д. Эрьзи. Окончил ВХУТЕМАС (1922) по мастерской скульптора С.Т. Конёнкова, медицин. факультет Моск. университета. В годы Вел. Отечеств. войны, с 16 октября 1941, эвакуирован с семьёй в г. Алатырь, где совместно с поэтом Н.В. Разговоровым и скульптором Г.И. Озолиной организовал Агитационно-массовый кукольный театр «Огонёк». На Республикан. художествен. выставке, открывшейся 15 ноября 1942 в Чуваш. драматич. театре, демонстрировалась экспозиция М. «Чувашия в Отечественной войне». В 1945–63 – преподователь, профессор (с 1953) и зав. кафедрой Моск. высшего художественно-промышлен. училища. Основные произведения: рельефы глав. входа Всесоюз. сельскохозяйствен. выставки (1939, с 1958 – ВДНХ СССР), станций Моск. метро «Электрозаводская» (1942–44), «Парк культуры» и «Октябрьская» (1950), «Проспект Мира» (1952), «Смоленская» (1953), статуи и горельефы на шлюзах Волго-Донского канала (1952), памят­ники А.Н. Толстому (1947, Москва), А.П. Чехову (1952, г. Ялта), М.И. Кутузову (1952, г. Смоленск), Н.А. Некрасову (1956, г. Ярославль) и др.

Лауреат Сталинской премии (1950). Награждён орденом Трудового Красного Знамени, Золотой медалью Международ. выставки (Париж, 1937).

Н.П. Головченко, Г.В. Кириллов, А.И. Мордвинова.
Мартынов Григорий Алексеевич
Г.А. Мартынов.
Г.А. Мартынов.

МАРТЫНОВ Григорий Алексеевич [22.11.1902, д. Байгеево Чебоксар. у. (ныне Цивил. р-на) – 8.9.1987, Чебоксары] – организатор производства, государственный деятель, кандидат сельскохозяйственных наук (1954). Окончил Моск. сельскохозяйствен. академию (1929). В 1920–22 работал в хозяйстве родителей, учителем по ликвидации неграмотности среди населения. В 1929–39 – директор Чуваш. сельскохозяйствен. опытной станции, зам. наркома земледелия, проректор и ректор Чуваш. высшей коммунистич. сельскохозяйствен. школы. В 1939–41 – глав. агроном Народ. комиссариата земледелия Чуваш. АССР, колхоза им. Сталина (д. Кольцовка Вурнар. р-на), в 1941–50 – зав. сельскохозяйствен. отделом и секретарь Чуваш. обкома КПСС. С января 1950 по январь 1956 – министр сел. хозяйства Чуваш. АССР, с января 1956 по август 1959 – первый зам. председателя Со­вета Министров Чуваш. АССР. Автор статей на сельскохозяйствен. темы и книги «Записки агронома» (1978).

Награждён орденами Трудового Красного Знамени (дважды), медалями. Занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чуваш. АССР (1967).

Ф.Ф. Фёдоров, А.М. Шорников.
Мутиков Владимир Михайлович

МУТИКОВ Владимир Михайлович (16.11.1936, д. Мутикасы Чебоксар. р-на – 31.3.2021, Чебоксары) – агроном, кандидат сельскохозяйственных наук (1973). Окончил Чуваш. сельскохозяйствен. институт (1963), аспирантуру Горьков. сельскохозяйствен. института (1972). Служил в Совет. Армии (1955–58). Работал почвоведом почвен. партии при Чуваш. сельскохозяйствен. институте (1963–64), ассистентом, доцентом (1965–93, 1995–2000), профессором (2001–02), зав. кафедрой общего земледелия (1988–93), деканом заочного (1973–75) и агрономич. (1975–81, 1993–94) факультетов ЧСХИ. С февраля 1994 по сентябрь 1995 – начальник отдела земел. кадастра, мониторинга земель и информацион. обеспечения земел. реформы Государствен. комитета Чуваш. Респ. по земел. ресурсам и землеустройству. С сентября 2002 по сентябрь 2007 в Чуваш. институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышлен. комплекса: профессор, зав. кафедрой прогрессив. технологий. В 2008 профессор, зав. кафедрой агробизнеса и технологий ЧГСХА. Автор ок. 300 науч. работ, в т.ч. 2 монографий (в соавт.) по вопросам общего земледелия, растениеводства и агрохимии.

Заслуженный ра­ботник образования Чуваш. Респ. (2000), заслуженный работник высшей школы Росс. Фед. (2007). Награждён орденом Дружбы народов, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой».

А.И. Кузнецов.
Миллер Герард Фридрих
Титульный лист книги Г.Ф. Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш, вотяков».
Титульный лист книги Г.Ф. Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш, вотяков».
Г.Ф. Миллер.
Г.Ф. Миллер.

МИЛЛЕР Герард Фридрих (18.10.1705, г. Херфорд, ныне на территории ФРГ – 11.10.1783, Москва) – историк, член Петербург. АН с 1731. Немец. В Россию приехал в 1715, с 1731 – профессор истории. В 1733–43 возглавлял 2-й отряд Великой север. экспедиции в Сибирь, где изучал архивы более 20 городов и скопировал большое количество документов, собрал сведения по археологии, географии, экономике Сибири, написал и опубликовал двухтомную «Историю Сибири», где приведены сведения о чувашах в Сибир. ханстве Кучума. По пути в Сибирь (1733) и обратно (1743) собирал сведения по истории, хозяйству, быту и культуре чувашей, марийцев и удмуртов, написал труд «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков», изданный в 1753 в журнале «Ежемесячные сочинения», в 1791 – отдельной книгой, с приложением «Словаря на татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, мордовском, пермском и зырянском языках, с российским переводом».

В.Д. Димитриев.