Обзор статей
Название | Статья | Автор |
---|---|---|
Тхти Илья Ефимович | ТХТИ (псевд., наст. фам. Ефимов) Илья Ефимович [4.9.1889, д. Нюшка-сы Цивил. у. (ныне Янтиков. р-на) – 22.2.1938, Чебоксары] – поэт, прозаик, фольклорист, член Союза писателей СССР (1934). Окончил Казан. учител. семинарию (1908), литератур. отделение этнологич. факультета Моск. государствен. университета (1928). Работал учителем в земской школе д. Таутово Ядрин. у. (1908–14), в училище с. Перевозное Сарапул. у. Вят. губ. (1914–15). В 1915 призван в армию, участник Первой мировой войны. В 1917 в г. Уфа, где нек-рое время обучался в духовной семинарии, вместе с Г.И. Комиссаровым организовал Чуваш. национал. общество. В 1919–28 в Москве: инспектор Народ. комиссариата просвещения (1919–22), директор дет. дома (1926–28). В 1928–31 преподаватель Чебоксар. централ. чуваш. педагогич. техникума. В 1936 выезжал на сбор фольклорного материала в Татар. АССР. В 1911 в Казани на свои средства издал книгу «Тавăт, Мĕлĕш, Шураç юррисем» (Песни деревень Таутово, Ходяково и Шерашево), составленную из собранного им фольклор. материала. Первые стихотворения опубликовал в 1918. Успешно работал в эпическом жанре. Поэмой «Колчак» (1919) было заложено начало развитию сатирич. жанра в чуваш. лиро-эпике. «Элихун» (1918–26) – одна из первых крупных лиро-эпических произведений на историч. тему в чуваш. литературе 1920–30-х гг. Художественностью и психологич. наполненностью отличаются очерковые рассказы «Витаминсем» (Витамины), «Купăста» (Капуста), «Шкул хаçачĕ» (Школьная газета). Свою позицию и взгляд писатель умело передаёт через роль простоватого, на первый взгляд, рассказчика. В то же время идеи, заложенные в подтексте, говорят об авторе как о человеке, исполненном житейской мудрости, исходящем из реальности, понимающем нужды и чаяния человека. Герои его рассказов «Çанталăк» (Погода), «Çыру» (Письмо), «Ыт-тĕкел» (Чёт-нечет), «Иптеш», «Чипер Альтюк» (Красавица Альдюк), «Помидор» и ряда др. – простые деревенские жители, их ничем не обязывающие мысли и чувства кажутся входящими в вопиющее противоречие с высоким смыслом человеческой жизни и целями нового общества. Основные издания: «Калавсемпе сăвăсем» (Рассказы и стихи, 1930), «Шерхулла» (Шерхула, 1936), «Калавсем» (Рассказы, 1955), «Суйласа илнисем» (Избранное, 1960), «Поэзи, проза, публицистика» (Поэзия, проза, публицистика, 1979), «Суйласа илнисем» (Избранное, 2009).
|
В.Г. Родионов, И.Ю. Кириллова. |
Теветкель Николай Александрович | ТЕВЕТКЕЛЬ (псевд., наст. фам. Петровский) Николай Александрович (р. 11.7.1937, д. Савка Ибресин. р-на) – писатель, переводчик, член Союза писателей СССР (1976). Учился в Чебоксар. художествен. училище (1958–59), на Высших литератур. курсах при Литератур. институте им. А.М. Горького (1979–81). Работал столяром-краснодеревщиком, плотником, маляром, художником-оформителем. В 1960-х гг. были выпущены поэтические сборники «Çамрăклăх сăввисем» (Стихи молодости, 1964), «Çын чĕртнĕ çутăсем» (Огни, зажжённые людьми, 1966). В них поэт предстал актив. романтиком. Знаменател. вехой в творчестве Т. стала книга «Шурă ката» (Белая роща, 1974), определившая и закрепившая наиболее характерные направления его поисков: импрессионистическое «разглядывание» предмета с различ. проекций, строгая строфика сонета, укрупнение позиции художника-живописца, изображающего пейзаж, предметный мир. Сборником «Сывлăмпи» (Росиночка, 1982) автор утвердился как художник слова с крепким поэтическим чутьём, как знаток и крупной формы – поэмы. Он обратился к глубинным пластам народ. культуры; народно-мифологическое при этом соединено в одно целое с автор. чувствованием мира, аллегория двигается в сторону романтической легенды. Направления творческих поисков отражены и в сборниках «Асамлă хĕл» (Волшебная зима, 1983), «Хĕвел кĕлти» (Сноп солнца, 1987) и др. Книгой «Сонетсем» (Сонеты, 1995) поэт очередной раз подтвердил, что он сторонник чёткой и чекан. стихотвор. формы Т. является также автором стихотвор. трагедии «Киремет», повести «Хура сулă» (Чёрный браслет, 1978). Он перевёл на чуваш. язык сонеты У. Шекспира, произведения А. Рембо, В. Гюго, Р. Киплинга и др. Заслуженный деятель искусств Чуваш. Респ. (1997), народный поэт Чуваш. Респ. (2023). |
Г.И. Фёдоров. |
Трубникова Нина Владимировна |
ТРУБНИКОВА Нина Владимировна (3.7.1912, Москва – 12.2.1997, там же) – археолог, музейный работник, кандидат исторических наук (1951). Окончила Моск. государствен. педагогич. институт (1941). Работала в Государствен. историч. музее практикантом археологич. отдела, науч. сотрудником отдела учёта археологич. материалов (с 1932) и отдела древ. истории (с 1935), стар. на-уч. сотрудником отдела древ. истории (с 1958) и отдела истории раннеклассовых и рабовладельческих государств (1974–77), зав. 2-м археологич. отделом. С 1958 внештат. стар. науч. сотрудник сектора истории НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров Чуваш. АССР. Участвовала в археологич. экспедициях в областях и республиках Поволжья (Саратов., Куйбышев., Ульянов. области, Чуваш. и Мордов. АССР); возглавляла отряды Куйбышев. археологич. экспедиции (1952–55), Чувашской археологической экспедиции (1956–63, 1965). В 1969–72 работала в составе Чебоксарской экспедиции Института археологии АН СССР. Ведущая тема исследований – городецкая культура и рязано-окские могильники. Одна из первых охарактеризовала основные признаки городецкой культуры, очертила ареал её распространения, выделила локальные варианты, дала датировку. Городецкие памятники Чувашии выделены в северо-восточную (к В от Суры) группу. Обобщающим трудом стала книга «Городецкая культура» (М., 1965, в соавт.). На территории Чувашии Т. исследованы (нек-рые открыты ею впервые) десятки объектов древности: поселения и курганы эпохи бронзы, городища, селища и могильники раннего желез. века и средневековья, могильники 14–18 вв. и др. [см. Адабайское городище, Досаевский комплекс памятников, Иваньковский могильник, Изванкинское городище, Криушский комплекс памятников, Малахайский комплекс памятников, Малояушское городище «Укся Сют», Медякасинские (Янымовские) курганы, Мурзакасинский комплекс памятников, Никитинская стоянка «Саушкино», Новинские городища, Раскильдинские курганы, Сареевский комплекс памятников, Таутовский комплекс памятников, Тиханкинский комплекс памятников, Тоганашские городища, Чебаковский комплекс памятников, Ювановский комплекс памятников, Ягаткинское (Карман-Сирминское) городище «Пичке Сăрчĕ», Янымовское (Мурзакасинское) поселение «Хорăнсор сăрчĕ» и др.]. |
Е.П. Михайлов. |
Трощенко Владимир Николаевич | ТРОЩЕНКО Владимир Николаевич (12.8.1954, Ленинград – 6.12.2021, г. Одесса) – артист балета, хореограф, продюсер. Окончил Ленинград. хореографич. училище (1973), балетмейстер. факультет Росс. академии театрал. искусства (ГИТИС) (1992). С 1973 работал в Чуваш. государствен. музыкал. театре (с 1993 Чуваш. государствен. театр оперы и балета) солистом балета (1973–89), балетмейстером-постановщиком (1989–94), глав. балетмейстером (1994–98). В 1999–2009 глав. балетмейстер Одесского театра оперы и балета, в 2009–21 преподаватель Южноукраин. педагогич. университета (г. Одесса, Украина), одновременно с 2005 руководитель антрепризы «Театр русского классического балета» (г. Киев). В Чуваш. музыкал. театре исполнял глав. партии в балетах зарубеж. и росс. композиторов, осуществил хореографич. постановку («Моцарт и Сальери» на музыку В.А. Моцарта на собствен. либретто, 1986), поставил балеты «Мерседес» на музыку испан. композиторов (1987), «Последний шаг» Е. Лопейко (1987), «Полёт в Шанхай» Ж.М. Жарра (1992), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994), «Кармен-сюита» Ж.Бизе–Р.Щедрина (1994), «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1996). Внёс большой вклад в развитие чуваш. хореографич. искусства, поставив балет Л.В. Чекушкиной «Зора» (1998), исполнив роли Сардивана («Сарпиге» Ф.С. Васильева), Эндри («Арзюри» Ф.С. Васильева), Юмана («Чудесная вышивальщица» В.А. Ходяшева), Космонавта («Космическая симфония» А.В. Асламаса). Заслуженный артист Чуваш. АССР (1985). Лауреат премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1981). |
Ю.В. Васильев. |
Тимошин Александр Васильевич | ТИМОШИН Александр Васильевич (15.6.1934, Москва – 27.12.2016, там же) – певец (баритон). Окончил Моск. музыкал. училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (преподаватель А.К. Корсова, 1963). В 1964–73 солист Чуваш. государствен. музыкально-драматич. театра (Чуваш. государствен. музыкал. театра), в 1975–2004 артист хора Большого театра России. В Чуваш. музыкал. театре исполнил партии Риголетто («Риголетто» Дж. Вер-ди), Сильвио и Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Альфио («Сельская честь» П. Масканьи), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Онегина («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), участвовал в постановках опер «Нарспи» Г.Я. Хирбю (Тăхтаман) и «Чапай» Б.А. Мокроусова (Трофим). В музыкал. комедиях наряду с лирико-драматической стороной умел воплощать и характер. оттенки образа: Эдвин, Ферри в «Сильве» И. Кальмана, Гриша в «Петроградской повести» А.Г. Новикова, Николай в «Русской берёзе» А.Г. Новикова, Ваня в «Девушке с голубыми глазами» В.И. Мурадели, Янко в «Вольном ветре» И.О. Дунаевского и др. Заслуженный артист Чуваш. АССР (1970), заслуженный артист Росс. Фед. (1996). |
Ю.В. Васильев. |
Терюкалова Раиса Фоминична |
ТЕРЮКАЛОВА Раиса Фоминична (р. 8.1.1939, с. Кувакино Алатыр. р-на) – живописец, художник-прикладник, член Союза художников СССР (1970). Окончила Чебоксар. художествен. училище (1961), Ленинград. высшее художественно-промышлен. училище по специальности «Художник по мебельно-декоративным тканям» (1967). Художник (1967–69), начальник (1973–80) художествен. мастерской Чебоксар. хлопчатобумаж. комбината. По её эскизам были созданы мебельно-декоратив. ткани, получившие высокую оценку на всесоюз. и международ. выставках. С именем Т. связано появление в республике авторского гобелена ручной работы. Лаконич. и нарядно-торжествен. по своему композицион. и колористическому строю, они созвучны традицион. народ. искусству Чувашии. Работала художником Чуваш. отделения Творческо-производствен. комбината Художествен. фонда РСФСР (1970–72, 1980–94), создала батики, декоратив. панно, театрал. декорации и др. произведения монументально-декоратив. характера; основными из к-рых являются: гобелены «Хоровод» (1975), «Песня поэту» (1990), «Чувашия» (1985), «Не лицом будь пригож, а делом гож» (1985), триптих «Синяя птица» (1988–1990), «Берегиня» (1990, в соавт.), батик «Сказка». Работает и в живописи, глав. образом в жанрах портрета и натюрморта. В картинах «Мечты» (1972), в автопортретах (1977, 1993, 2006, 2009 и др.), портретах Е.Е. Бургуловой (1989), Гали Гущиной (1990), народ. артистки Чуваш. Респ. Т.П. Яфановой (1996–97), в натюрмортах «Персики» (1980), «Сурпаны» (1985–86), «Чувашия. Натюрморт» (1985), триптихе «Моя Чувашия» (1989), «Сирень» (1986, 2001), «Тюльпаны» (1994), «Чувашская старина» (2002) и др. глав. выразител. средством выступают острые цветовые сопоставления, их мажор. звучание и общий напряжён. ритм композиции. Участник международ., всеросс., регионал. и республикан. выставок (с 1967). Заслуженный художник Чуваш. Респ. (1994), народный художник Чуваш. Респ. (1999). Почётный гражданин Алатыр. р-на (2000). |
А.Г. Григорьев, А.И. Мордвинова. |
Трофимов Николай Петрович | ТРОФИМОВ Николай Петрович (2.4.1930, с. Батырево Батырев. р-на – 14.7.2011, там же) – учитель. Окончил Чуваш. государствен. педагогич. институт (1955). Работал зам. директора по учеб. работе Тойсин. (1955–56) и Батырев. (1956–57) сред. школ Батырев. р-на, директором Батырев. школы-интерната (1958–92). Заслуженный учитель школы РСФСР (1964). |
М.Г. Харитонов. |
Тагаев-Сурбан Алексей Михайлович | ТАГАЕВ-СУРБАН Алексей Михайлович [30.3.1907, г. Вольск Саратов. губ. (ныне Саратов. обл.) – 12.3.1990, там же] – живописец, график, театральный художник, член Союза художни-ков СССР (1934). Учился в художествен. студии г. Вольск и в Саратов. художественно-промышлен. училище, окончил Пензен. художествен. училище (мастерская профессора И.С. Горюшкина-Сорокопудова, 1932). В 1933 по приглашению художников приехал в Чувашию, принял участие в комплекс. экспедиции по республике. Работал преподавателем в Алатыр. художественно-гравёр. школе, художником-декоратором Чебоксар. театра юного зрителя (1934–37). Значител. явлением в живописи Чувашии стали тематич. полотна художника, отражающие историч. прошлое чуваш. народа. Активно сотрудничал с республикан. журналами «Сунтал», «Капкăн», «Ĕç хĕрарăмĕ», «Хатĕр пул», «Трактор». Основные произведения: «Хоровод», «Осада разинцами града Цивильска», «Финал пугачёвщины в Оринино», «Чаппанное восстание 1921 года» (1935), «Портрет композитора А.Н. Тогаева» (1936), «Картофельный бунт» («Акрамовское восстание»), «Экзекуция», «Портрет Гали в белой кофте» (1937), «Лашманы» (1940), «Степан Разин в Саратове», «Бронебойщики» (1947), «Портрет старого коммуниста Н.Г. Обухова» (1958). Участник выставок: чуваш. республикан. (1935–40), «Искусство народов Поволжья» (Ленинград, 1937), в городах Вольск и Саратов (с 1941). В 1977 и 1987 состоялись юбилейные персонал. выставки его произведений живописи и графики в Чебоксарах. В ЧГХМ хранятся живопис. полотна мастера, в науч. архиве ЧГИГН – графические листы (зарисовки рабочих будней, портреты, эскизы декораций и костюмов к спектаклям). Заслуженный художник Чуваш. АССР (1978). |
Ю.В. Викторов. |
Тихонов Василий Николаевич | ТИХОНОВ Василий Николаевич (8.2.1924, с. Чепкас-Никольское Шемуршин. р-на – 29.6.2011, Чебоксары) – химик, кандидат химических наук (1962), профессор (1984). Участник Вел. Отечеств. войны 1941–45. В Красной (Совет.) Армии служил до 1947. Окончил Казан. химико-технологич. институт (1952), аспирантуру при Урал. политехнич. институте (1956). Работал в научно-исследовател. институте в г. Березники Перм. обл. (1956–65), доцентом Тул. государствен. област. педагогич. института, Запорож. индустриал. института (1965–70). Доцент (1970–84), профессор (1984–98) кафедры аналитич. химии Чуваш. государствен. университета. Автор 210 науч. работ, в т.ч. 3 монографий. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степ., медалями. |
Т.С. Сергеев. |
Татищев Василий Никитич | ТАТИЩЕВ Василий Никитич (19.4.1686, ок. г. Псков – 15.7.1750, с. Болдино ныне в Солнечногор. р-не Моск. обл.) – государственный деятель, историк. Действительный статский советник (1730), тайный советник (1737). Окончил в Москве Инженер. и артиллерийскую школу. С 1704 служил в армии, выполнял военно-дипломатич. поручения Петра I в Германии, Польше, Швеции. В 1720–22 и 1734–37 управлял казён. заводами на Урале, основал г. Екатеринбург. В 1737–39 начальник Оренбург. экспедиции, предложил проект нового административ. деления и перестройки управления краем, программу хозяйствен. переустройства, предусмотрев развитие скотоводства, земледелия и промышленности, призывал ужесточить политику насильствен. крещения. Провёл перепись населения Оренбург. края. По инициативе Т. были открыты школы, куда принимали детей нерус. народов. Под руководством Т. в 1737–38 жестоко подавлено восстание башкир. В 1741–45 астрахан. губернатор. Составил первый рус. энциклопедич. словарь, впервые в отечеств. историографии подготовил монументал. труд «Историю Российскую с самых древнейших времён» (кн. 1–4, 1768–84; кн. 5, 1848). Вторая часть первой книги «Истории...» Т. посвящена древнейшей истории народов, обитавших в Восточ. Европе. В неё входят главы о скифах, сарматах, готах, аланах, болгарах, турках, татарах, печенегах, половцах, уграх, хазарах и др. Т. оставил значител. количество историч. сведений о средневековой истории народов Поволжья, о взаимоотношениях между Русью и Волж. Болгарией; признавал чувашей за подданных волж. болгар. В Поволжье Т. собирал историко-этнографич. материалы о мест. народах, отмечал патриархал. быт чувашей. В 1739 геодезист Пестриков по поручению Т. составил «Краткое описание царства Казанского». Т. предлагал учитывать географич. размещение народов в административ. делении Росс. империи, образовать провинции «Мордовскую, Черемисскую, Башкирскую, Чувашскую, Эстляндскую» и др. Соч.: История Российская. Т. 1–7. М.–Л., 1962–68; Избранные труды по географии России. М., 1950. |
Е.П. Погодин. |