-

Обзор статей

Название Статья Автор
Васильев Александр Васильевич

ВАСИЛЬЕВ Александр Васильевич [3.12.1893, д. Анаткасы Ядрин. у. (ныне Моргауш. р-на) – 10.3.1953, д. Нискасы Моргауш. р-на] – педагог, организатор образования. Окончил Большечурашев. двухклассное училище (1905), курсы подготовки учителей начал. школы в Ядрине и Козьмодемьянске (1914), Моск. государствен. педагогич. институт (1941). Участник Первой мировой и Граждан­ской войн. Работал в Нискасин. школе зав. начал. школой (1922–35), директором 7-лет. школы (1935–47), директором сред. школы (1947–50).

Заслуженный учитель школы РСФСР (1945). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.

Л.П. Сергеев, Л.Н. Иванова.
Викторов Иван Викторович

ВИКТОРОВ Иван Викторович [26.9.1901, д. Хорамалы Цивил. у. (ныне Цивил. р-на) – 1944, г. Борисов Мин­ской обл.] – журналист, поэт, драматург, член Союза писателей СССР (1934). Участник Вел. Отечеств. войны 1941–45. Окончил Моск. литератур. институт (1926). В годы Граждан. войны находился в Красной Армии (1918–21). Работал учителем Шихазан. двухклас., Цивил. город. школ (1917, 1921–23), редактором и переводчиком в Чуваш. секции Центр­издата СССР (1926–29), ответствен. секретарём редакции газеты «Чăваш хресченĕ» (Москва, 1929–32). В 1932–34 – редактор Средневолж. краевой чуваш. газеты «Колхозник» (Самара), затем – редактор район. газет в Самар. обл. С началом Вел. Отечеств. войны мобилизован на фронт, воевал в партизан. отряде в Белорусии (1942–43). При выполнении боевого задания попал в фашист. плен, был заключён в концлагерь в г. Борисов, где и погиб. Автор многочислен. публикаций: зарисовок, очерков, статей, а также книг «Ялти кĕвĕсем» (Деревенские мотивы. М., 1925), «Ирĕклĕхшĕн çапăçакансем» (Борцы за свободу, 1926), «Çырмара» (В овраге, 1929).

Его именем названа улица в родной деревне.

В.П. Станьял.
Васильев Александр Георгиевич
А.Г. Васильев.
А.Г. Васильев.

ВАСИЛЬЕВ Александр Георгиевич (9.1.1948, с. Турмыши Янтиков. р-на – 7.12.2012, Чебоксары) – композитор, деятель музыкал. искусства. Окончил Чебоксар. музыкал. училище (1967, класс композиции В.А. Ходяшева), музыкально-педагогич. институт им. Гнесиных (1972, класс Г.И. Литинского). Член Союза композиторов СССР (1972). Председатель правления Союза композиторов Чувашии (1982–98). Преподаватель Чебоксар. музыкал. училища (с 1974). С 1995 преподаёт композицию и теоретич. дисциплины на кафедре искусств Чуваш. государствен. университета, доцент. Среди учеников – композиторы Н.Н. Казаков, Л.В. Чекушкина. Отличител. черты творчества – углублен. психологизм и драматизм образов, поиски гармонии через обращение к национал. и общечеловеч. ценностям. В сочинениях ощутима опора на фольклор, к-рый В. претворяет в различных формах – от цитирования мелодии и текстов до включения отдельных интонаций. В. смело и органично вводит в свои сочинения необычные для чуваш. культуры современ. приёмы – алеаторику, сонорику, обращается к традициям музыки прошлого, в частности, эпохи западноевроп. барокко и рус. духов. пения. Его жанровые пристрастия меняются на разных этапах творчества. В ранний период (1970-е гг.) он ориентируется на сонатно-симфонич. традиции европ. опус-музыки как в жанровой сфере, так и в принципах мышления и создаёт преимущественно инструментал. музыку – поэмы, симфонич. увертюры, пьесы, циклы, сонаты для фортепиано и др. инструментов, ансамблей, камер. оркестра. Наиболее круп. сочинение этого периода – опера «Чакка» на сюжет поэмы С.В. Эльгера «Под гнётом» (1969–71, премьера – 1983, Чебоксары). В эти годы В. активно экспериментирует, работая над формированием собствен. музыкал. языка, синтезирует национал. интонацию с различ. композитор. техниками. Этапными сочинениями являются также Струнный квартет №2 (1969), фортепиан. цикл «11 пьес» (1970), Вторая соната для фортепиано (1974). В следующий (2-й) период (1980-е гг.) В. обращается к наиболее традицион. для национал. школы исполнител. составу – хору и создаёт ряд произведений, к-рые вносят значител. вклад в развитие хорового искусства. Толчком к их появлению стала работа по заказам хоровых коллективов: Чуваш. государствен. ансамбля песни и танца, Чуваш. государствен. хоровой капеллы. Первым опытом в этом направлении были «Две рекрутские песни для мужского хора с барабанами» (1977). Наиболее ярко отличител. черты стиля хоровой музыки В. обозначились в произведениях, к-рые по тематике можно разделить на две группы. Первая связана с воспроизведением народ. обычаев и обрядов и с опорой на народ. тексты и мелодии: кантата «Уяв» (1979–80), «Масленичные хоры» (1982), «Песенные игры» (1992), кантата «Алран кайми аки-сухи» (Поклонение земле и предкам, 1995–96). Вторая группа объединяет произведения углубленно-психологич. плана, в них преобладает личное начало: поэма «Тухья мерченĕ тăкăнчĕ» (Осыпались с тухьи кораллы, 1981), сюита «Тăри» (Жаворонок, 1983–87), концерт «Çĕлен эрни» (Бабье лето, 1991), обработка чуваш. народ. песни «Вĕç, вĕç, куккук» (Лети, лети, кукушка, 1994), кантата «Атăлпа тинĕс хушшинче» (От Волги до моря, 1994), цикл «Эс çук та – юррăм та савăк мар» (Без тебя песнь моя печальна, 1996–97). Используются стихи чуваш. поэтов П.П. Хузангая, Г.Ф. Юмарта, В.П. Большовой, П.Е. Эйзи­на, И.А. Дмитриева. Общей чертой этих произведений является применение средств разных стилевых комплексов. Во 2-й пол. 1990-х гг. обозначился новый (3-й) период. В нём В. тяготеет к созданию многочаст. концептуал. композиций в различных жанрах. Это хоровые сочинения как фольклор., так и лирико-психологич. тематики – сюита «Ухинкель» (2000), вариации «Шапăр­тăк» (2002), поэма «Аттепе сывпуллашни» (Памяти отца, 1999), духов. концерт «Икĕ пин çурта çутсаярар-и» (Две тысячи свечей зажжём, 2000), кантата «Хал ил» (Укрепись в духе, 2001). В других жанрах наиболее яркими сочинениями периода стали фантазия «Приношение Фёдору Павлову» для симфонич. оркестра (1992), «Музыкальное приношение Ю. Васильеву» (1996) и «Эпитафия памяти Георгия Степанова» (2000) для струн. оркестра.

Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1981), заслуженный деятель искусств Росс. Фед. (2008). Лауреат премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1982), Государственной премии Чуваш. Респ. (1997).

Л.И. Бушуева.
Виш­няков Александр Степанович
А.С. Вишняков.
А.С. Вишняков.

ВИШНЯКОВ Александр Степанович [2.7.1914, д. Малды-Питикасы Ядрин. у. (ныне Канаш. р-на) – 1.5.2004, Москва] – доктор философских наук, профессор (1974), член-корр. Академии педагогич. наук СССР [ныне РАО] (1978). Окончил Канаш. педтехникум (1929), Ленинград. институт журналистики (1940), Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1945), Академию обществен. наук при ЦК КПСС (1951). Работал учителем, директором Атыков. начал. школы Канаш. р-на, зав. Шихазан. роно (1929–35), сотрудником респ. газеты «Красная Чувашия» (1935–36), редактором ТАСС при Совнаркоме СССР (1936–41), секретарём Чуваш. обкома ВКП(б) (1946–48), консультантом и зам. редактора газеты «Правда» (1951–56), членом редколлегии, редактором отдела, зам. глав. редактора (1956–61), глав. редактором журнала ЦК КПСС «Политическое самообразование» (1961–86). Доктор. диссертацию защитил в 1972 на тему «Исторический материализм и политика КПСС». Автор 150 науч. трудов по проблемам философии, политики, морали. Под его руководством подготовлено и защищено 5 доктор. и 10 кандидат. диссертаций.

Награждён орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (четырежды), Дружбы народов, «Знак Почёта», медалями. Занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чуваш. АССР (1984).

Соч.: Исторический материализм и политика КПСС. М., 1971; Политика КПСС: методологические проблемы и практика. М., 1980.

А.М. Токарев, Т.С. Сергеев.
Вишневский Виктор Петрович

ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович [24.11.1804, д. Сугут-Торбиково Ядрин. у. (ныне Вурнар. р-на) – 30.12.1885, г.Казань] – деятель христиан. просвещения, магистр богословских наук, профессор философии (1828). Учился в Казан. духов. семинарии, окончил Моск. духов. академию (1826). В 1826–42 работал в Казан. духов. семинарии. Был рукоположен в священники при Петропавлов. соборе (1828), возведён в протоиереи (1831). С 1843 В. – миссионер марий­ского и чуваш. народов, член епархиал. консистории, благочинный и цензор (1848). В 1851 переведён в кафедрал. собор, избран в Казан. академич. конференцию (1850), к-рая управляла духов. учеб. заведениями епархии. Являлся одним из учредителей и разработчиков устава Братства святителя Гурия и его пожизнен. членом. Преподавал в Казан. духов. академии чуваш. и марийский языки и этнографию (1854–56). Автор ряда публикаций по чуваш. языку, религии и этнографии, одной из первых грамматик чуваш. языка (1836). Занимался переводом на чуваш. церковно-религиоз. литературы, издал двуязыч. учеб. пособия для чуваш. учащихся: Краткую священную историю, Краткий катехизис и Десятисловие (1832). Действительный член Общества любителей словесности при Казан. университете (1833), член-сотрудник Рус. географич. общества (1852).

Соч.: Начертание правил чувашского языка и словарь, созданные для духовных училищ Казанской епархии. Казань, 1836.

Н.П. Петров.
Воробьёв Геннадий Васильевич
Г.В. Воробьёв.
Г.В. Воробьёв.

ВОРОБЬЁВ Геннадий Васильевич (31.7.1918, Чебоксары – 28.8.1939, там же) – композитор, пианист. В отличие от предшественников и большинства современ. ему музыкантов-чувашей, с раннего детства получил музыкал. воспитание в условиях современ. города – общенационал. культур. центра. На раннее формирование В. повлияли уроки игры на фортепиано в Чебоксар. музыкал. школе (класс Л.П. Полидоровой-Ростовцевой, 1924–30). Тогда же (1926) появилось первое сочинение В. – «Чувашская мелодия» для фортепиано. В годы учёбы в Чуваш. музыкально-театрал. техникуме (1930–35) произошло его профессионал. становление в классах композиции (руководитель В.М. Кривоносов) и специал. фортепиано (И.В. Люблин). Уже в эти годы В. успешно сочетал учёбу с работой аккомпаниатором в Чуваш. государствен. хоре. Заканчивая музыкал. техникум, он создал несколько произведений, представляющих художествен. и педагогич. ценность: пьесы для фортепиано (в т. ч. ставшая популярной «Детская сюита») и обработки чуваш. народ. песен для пения с фортепиано, среди к-рых вошедшие в постоян. репертуар вокалистов «Тин-тин шăнкăрав» и «Кĕтÿçĕ». В период учёбы на композитор. факультете Моск. консерватории в 1935–39 (класс Г.И. Литинского, с 1937 – Н.Я. Мясковского) творческий диапазон В. значительно расширился. По-прежнему много внимания уделял сольной вокал. музыке, прежде всего – в жанре обработки. Всё большее место занимало осмысление жизни и судьбы в духе народ. философии, представленное в обработках застол. песен «Хурама та пĕкĕ», «Лăпăс-лăпăс», «Ăмăрткайăк вĕçет». Глубже становилось раскрытие лирико-бытовой тематики в таких обработках, как свадебная «Туй юрри», трудовая «Ниме юрри», игровая «Вăйă юрри». Популярности вокал. произведений В. способствовало издание его первого автор. сборника «Пять чувашских народных песен» в Москве (1939). Участвуя в пушкин. конкурсе Моск. консерватории, посвящён. 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина, В. написал два романса, став первооткрывателем этого жанра в чуваш. музыке. Романс «Кто, волны, вас остановил» получил 2-ю премию. Наряду с этим в творчестве расширилось место камерно-инструментал. и симфонич. жанров. В 1936 завершил 4-част. сонатину и сюиту «Акатуй» для фортепиано. Последняя получила высокие оценки в печати, была включена в педагогич. репертуар кафедры фортепиано композитор. и дирижёр. факультетов консерватории, дважды издавалась централ. издательствами. В 1937–38 появились, кроме ряда вокал. и инструментал. пьес, соната для скрипки и фортепиано, прелюдия для симфонического оркестра, увертюра для ду­хового оркестра, пьесы для оркестра народ. инструментов. Наиболее значител. произведением В. стала 4-част. эпико-драматич. симфония, над к-рой он начал работать в классе Мясковского (впервые исполнена в 1940, Москва). Тогда же у В. возник план создания историко-драматич. оперы «Айдар» по одноимён. пьесе П.Н. Осипова. Не прекращались также исполнител. выступления В.: он участвовал в концертах Чуваш. государствен. хора (Москва, 1936), в концертах Чуваш. государствен. филармонии (1937) с исполнением своих произведений. В декабре 1938 в Малом зале консерватории прошёл творческий вечер В., где он выступал как интерпретатор собствен. произведений. Авторский концерт он провёл и в Чебоксарах (февраль 1939).

Осуществить далеко идущие планы, завершить начатые сочинения и полный курс обучения не позволила внезапная смерть В. от болезни. Но, несмотря на краткость периода самостоятел. творчества (не более 5–6 лет), В. вошёл в историю чуваш. композитор. школы 20 столетия. Им создано свыше 70 произведений разных жанров. Многие из них изданы и вошли в репертуар профессионал. исполнителей и учащейся молодёжи. Творчество В. оказало большое влияние на дальнейшее развитие чуваш. музыки. Сын В.П. Воробьёва. Именем В. и его отца названа улица композиторов Воробьёвых в Чебоксарах.

М.Г. Кондратьев.
Васильева Галина Сергеевна
Г.С. Васильева.
Г.С. Васильева.

ВАСИЛЬЕВА Галина Сергеевна (р. 14.8.1947, Чебоксары) – артистка балета. По окончании Ленинград. академич. хореографич. училища им. А.Я. Вагановой (1966) солистка балета Чуваш. государствен. музыкал. театра. Исполнила партию Жизели в первом балет. спектакле театра 19 мая 1967. Первая исполнительница глав. жен. партий в балетах Ф.С. Васильева «Сарпиге», «Арзюри» (Сарпиге, Анита). В репертуаре: Одетта-Одиллия – «Лебединое озеро», Ма­ша – «Щелкунчик», Китри – «Дон Кихот», Лиза – «Тщетная предосторожность», Ева – «Сотворение мира», неизменно демонстрировала высокую культуру танца. Созданные ею разнохарактер. образы отличала особая поэтичность. С 2000 по 2007 – художествен. руководитель балет. труппы Чуваш. государствен. театра оперы и балета. Привлекала к сотрудничеству с театром известных хореографов-балетмейстеров из многих театров России. В 2001–10 осуществляла художествен. руководство балетными фестивалями, с 2010 – педагог-репетитор балет. труппы. 

Заслуженная артистка Чуваш. АССР (1970), народная артистка Чуваш. АССР (1980). Награждена медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой». Лауреат Государственной премии Чуваш. Респ. в области литературы и искусства (2005).

И.В. Данилова.
Васильев Фёдор Семёнович
Ф.С. Васильев.
Ф.С. Васильев.

ВАСИЛЬЕВ Фёдор Семёнович [4.10.1920, д. Осипкасы Ядрин. у., (ныне в составе д. Верхние Панклеи Моргауш. р-на) – 23.5.2000, Чебоксары] – композитор, педагог. Участник Вел. Отечеств. войны (1942–45). Член Союза композиторов СССР (1953). Окончил Чуваш. музыкал. училище (1940) и Казан. консерваторию (1954, класс А.С. Лемана). Преподавал в Чебоксарах в музыкал. училище (в 1962–67 директор), на музыкально-педагогич. факультете Чуваш. государствен. педагогич. института (1970–81, зав. кафедрой, доцент), в 1977–82 – председатель правления Союза композиторов Чуваш. АССР. Уже к окончанию училища В. был известен как музыкал. руководитель Чебоксар. Дома пионеров и автор ряда песен. Принят на дирижёрско-хоровой факультет Ленинград. консерватории, но по болезни вернулся в Чебоксары. В 1946–49 заведовал музыкал. частью Чуваш. ТЮЗа, писал музыку для театра. Тогда же появилось его популяр. произведение – песня на стихи Я.Г. Ухсая «Хăюсăр кач­чă» (Скромный парень). Следом за ней возникла четырёхчаст. сюита для симфонич. оркестра «В родном колхозе», после исполнения к-рой В. был принят в члены Союза композиторов СССР. Началась работа над оперой «Шывармань», прославившей автора (премьера в Чуваш. музыкал. театре 22 мая 1960; режиссёр Б.С. Марков).

Централ. место в творчестве В. занимают сочинения для музыкал. театра и хоровых коллективов. Вошедшая в постоян. репертуар опера «Шывармань» отражает жизнь чуваш. народа накануне Первой рус. революции. Вторая опера В. «Хамăръял» (Земляки) также написана по либретто А.Е. Алги (поставлена в 1962, режиссёр Б.С. Марков). На этот раз композитор вывел на сцену современ. героев. Конфликтная ситуация давала повод для сценич. развития, но драматургия оперы оказалась несовершенной. Её ценность заключается в нескольких талантливо написанных на народно-песенной традиции хоровых эпизодах. Таковы хор новогоднего пира с задорными перекличками муж. и жен. голосов из начала оперы, а также полифонически развитая гостевая песня во второй картине. Запоминаются лирически светлый хор девушек и замечател. «Песня о родной земле» – один из шедевров чуваш. хоровой музыки. Репертуарными стали и два балета В.: «Сарпиге» (1970, либретто Е.Н. Ни­китина) и «Арзюри» (1974, либретто собствен.). Творческими удачами композитора стали цикл хоров без сопровождения «Слакбашские песни» и «Фронтовые эскизы» для хора, солиста и симфонич. оркестра (стихи А.И. Лукашина). Цикл хоров отличается новатор. претворением фольклора, записанного автором на родине К.В. Иванова. В развёрнутых хоровых сценах композитор, по-своему услышав народ. напевы, раскрыл содержание каждой песни. На рус. интонацион. материале созданы «Фронтовые эскизы». Прошедший Отечеств. войну композитор написал также четырёхчаст. «Военную симфонию» (1975), использовав стихи Я.Г. Ух­сая. В песен. творчестве В. привлекала поэзия А.Е. Алги, К.В. Ива­нова, М.К. Сеспеля, Ю.С. Семендера, А.С. Артемьева. Опубликовано 6 его песен. сборников. В. является автором музыкал. комедии «Анаткасра» (1976), ораторий «Самана», «Ленин на Волге», кантат «Родному народу», «В пионерском лагере», вокально-симфонич. поэмы «Чувашия», симфонич. поэмы «Айдар», пьес для разных инструментов.

Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1960), заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), лауреат Госу­дарственной премии Чуваш. АССР им. К.В. Иванова (1976). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степ., Красной Звезды, медалями. Занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чуваш. АССР (1970). Почётный гражданин Моргауш. р-на (2011, посмертно). Его именем названа Моргауш.  дет. школа искусств (2010). В Чебоксарах на доме, где он жил (ул. Анисимова, 8), установлена мемориальная доска.

Ю.А. Илюхин.
Воронцова Галина Михайловна
Г.М. Воронцова.
Г.М. Воронцова.

ВОРОНЦОВА Галина Михайловна (3.4.1929, д. Шинерпоси Чебоксар. р.-на – 12.11.2009, Чебоксары) – акушер-гинеколог, доктор медицинских наук, профессор (1985). Окончила Казан. медицин. институт (1953). Работала в Калинин. участковой больнице (1953–56), акушером-гинекологом Батырев. ЦРБ (1956–60). В 1960–62 клинич. ординатор НИИ акушерства и гинекологии Мин-ва здравоохранения РСФСР, аспирант этого же института (1962–64), ассистент Семипалатин. медицин. института (1965–71). С 1971 по 1974 – доцент, с 1974 по 2008 – зав. кафедрой акушерства и гинекологии медицин. факультета Чуваш. государствен. университета. В 1983 защитила доктор. диссертацию на тему «Акупунктура в лечении и профилактике нарушений сократительной деятельности матки». Автор более 250 науч. работ. Член Европейской ассоциации акушеров-гинекологов (1990).

Удостоена международной серебряной медали и премии им. А. Пишингера (1990). Заслуженный деятель науки Чуваш. Респ. (1995), заслуженный врач Чуваш. Респ. (1999), заслуженный врач Росс. Фед. (2006).

Н.Г. Григорьев.
Васильев Иван Васильевич
И.В. Васильев.
И.В. Васильев.

ВАСИЛЬЕВ Иван Васильевич [19.4.1882, с. Чувашское Черепаново Буин. у. (ныне Тетюш. р-на Респ. Татарстан) – 16.2.1974, Ленинград] – первый чуваш. профессионал. певец (баритон), педагог. Учился в Симбир. чуваш. школе. Окончил Казан. инородческую учител. семинарию (1901). Пению обучался в Перм. музыкал. училище, в Петербурге у И.П. Прянишникова и И.С. Томарса (1911–14), в Моск. музыкал.-педагогич. институте (1938–41). Накануне Первой мировой войны вошёл в состав известного в Петербурге знаменитого «квартета сибирских бродяг» (Беляев, Бойко, Васильев, Мачуговский). К этому же периоду относится начало сценич. деятельности В. в передвижных опер. коллективах. С началом Граждан. войны находился в Симбирске, выступал перед солдатами Красной Армии, возглавлял культпросвет. учреждения. С 1925 в Чебоксарах: управляющий Чуваш. государствен. театром, певец-солист Радиокомитета. В 1940–50 преподавал сольное пение в музыкал. училище Ашхабада, в 1950–57 в Чебоксар. музыкал. училище (его ученики Т.И. Чумакова, Т.Ф. Соколова, А.М. Михайлов и др.). В 1957–74 жил в Ленинграде.

Заслуженный учитель школы Чуваш. АССР (1957).

Ю.А. Илюхин.