Обзор статей
Название | Статья | Автор |
---|---|---|
Йăва |
ЙĂВА, йăвача [йъва, йъвача] – колобок, печёное изделие из разных сортов муки без начинки. Пекли на поду печи или на сковороде, пропитывали маслом или медовой сытой. Считалось празднич. и обрядовым блюдом, выпекали в дни сурхури, çăварни и нек-рых др. торжествен. случаях. |
Г.Б. Матвеев. |
Йĕлен |
ЙĔЛЕН [йьлен’] – женский праздничный кафтан, приталенный, со складками. Изготавливали из тонкого сукна, тёмного сатина, украшали позументом, вышивкой, монетами. Преимущественно встречается у чувашей Приуралья, носят его в незастёгнутом виде; имеет сходство с башкирским жен. халатом елен. |
Г.Б. Матвеев. |
Йĕрĕх |
ЙĚРĚХ [йьрьх’] – по традиционным верованиям чувашей, божество-хранитель домашнего очага; дух, способный насылать на людей болезни. Представлялся в основном в женском образе, чаще как невидимый. Ему предоставлялось место для обитания – Й. пĕрни: лукошко, вывешиваемое на недоступной для детей высоте в избе или др. строениях. Есть сведения о бытовании в нек-рых местностях фигурок, символизирующих Й. Изготавливались они из дерева, глины или отливались из олова в виде фигурок животных, кукол в жен. или девичьих традицион. нарядах, или в образе муж. фигур. Обиталищами Й. считались клети, амбары, овраги, мосты. Основное требование божества – это мирная жизнь в семье и обществе. Типичным было моление Й. в родовом доме. При заболевании кожными и глазными болезнями ему приносили жертвен. дары: кусочки свинца, серебряные монеты, лоскутки шёлка, еду, к-рые клали в кузовок. Реже в качестве Й. представлялись листвен. деревья и кустарники, к-рым приносились жертвы. Связку веток этого растения держали в клети, её меняли ежегодно, передавали девушкам, выходящим замуж. У саратов. чувашей культ Й. бытовал вплоть до нач. 20 в. |
Г.Б. Матвеев. |