АЛТАИСТИКА – научное направление в сравнительно-историческом изучении так наз. алтайской макросемьи языков, объединяющей на основе предполагаемого генетического родства тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, а также изолированные корейский и японский языки. Основой для формирования собственно алтайской теории генетич. родства послужили многочислен. лексич. схождения в перечислен. группах языков, общие черты звукового строя (закон сингармонизма), наличие агглютинации как принципа, определяющего всю морфологию и отчасти синтаксис языков алтайской семьи, структурно-семантич. подобие многих грамматич. категорий, сходство инвентаря аффиксальных морфем. Разыскания подобного рода характерны для таких исследователей, как Г.Й. Рамстедт, Н.Н. Поппе, Е.Д. Поливанов, Б.Я. Владимирцов и др. Их труды могут считаться своего рода этапными для становления «классической» алтайской теории. Кульминацион. точкой развития сравнительно-исторической А. явилась публикация обобщающих трудов Г.Й. Рамстедта и Н.Н.Поппе.
Традицион. А. оформилась в результате стремления учёных логически стройно объяснить природу так наз. «алтайского» (по сути – чувашско-монгольского) ротацизма и ламбдаизма, поэтому во всех алтаистических исследованиях болгаро-чуваш. материалу уделяется ведущее место. В чуваш. языкознании концепции Г.Й. Рамстедта и Н.Н. Поппе последовательно придерживался М.Р. Федотов. В связи с введением в науч. оборот новых материалов более глубоким и фронтальным обследованием ранее выявленных параллелей и установлением фонетич. соответствий (ротацизм/ламбдаизм чуваш. и монгол. языков) по древним и живым алтайским языкам нарастало критическое отношение к постулируемому традицион. А. тезису об изначальном генетич. родстве тюрк., монгол. и тунгусо-маньчжур. языков. Т. о. зародилось новое направление в изучении этих языков – «неоалтаистика». Сторонники её большую часть материальных схождений между алтай. языками объясняют как результат многовековых взаимных контактов и взаимозаимствований. Пионерскими в этом направлении стали труды В.Л. Котвича, его идеи получили дальнейшее развитие в исследованиях Дж. Клоусона, Г. Дерфера, А. Рона-Таша, А.М. Щербака и др. Неоалтаисты доказали, что традицион. А. глав. обр. оперировала разновремен. заимствованиями из тюрк. языков в монгол. (наиболее ранний пласт тюркизмов в монгол. языках определяется как заимствования из древнего языка болгаро-чуваш. типа, т.е. огурского), из монгол. – в тунгусо-маньчжур. и из монгол. – в тюрк. Неоалтаисты в принципе не отрицают возможного отдалённого родства алтайских языков, но при этом провозглашают, что оно может быть доказано или опровергнуто окончательно только на тех материальных соответствиях, к-рые, возможно, останутся после снятия всех внутриалтайских и внешних заимствований. Т. о., в рамках «неоалтаистики» были выработаны две теоретич. концепции: 1) теория конвергенции языков, считающихся алтайскими, на базе их типологич. сходства с допущением их родства (В.Л.Котвич) или с его отрицанием (Дж. Клоусон, Г.Д.Санжеев, А.М. Щербак); 2) «теория заимствований», или «приобретённого сродства» (Л. Лигети, А. Рона-Таш, Г. Дерфер). Перед современной А. стоит задача более строгого, доказательного использования сравнительно-исторического метода, других методик с целью реконструкции алтайского праязыка как системы, способной объяснить материал. и структур. различия между группами и отдельными языками алтайской семьи.
Группой исследователей (О.А. Мудрак, С.А. Старостин, А.В. Дыбо) в рамках Ностратического семинара им. В.М. Иллич-Свитыча произведена новая реконструкция алтайского праязыка и издан «Этимологический словарь алтайских языков» (2003).