Жанр Ĕ.-ç. ю. представлен большим количеством разнообраз. напевов, превосходящим число песен любого другого традицион. жанра чуваш. песен. фольклора. Многочисленность образцов объясняется распространён. обычаем, когда гости состязаются друг с другом в пении красивых мелодий. При этом считается хорошим тоном спеть какую-л. новую, неслыханную ранее, мелодию. Отсюда многообразие и изменчивость музыки традицион. застолья, породившая поговорку «Çĕнĕ юрпа – çĕнĕ юрă» (букв. с новым снегом – новая песня). При этом как с поэтич., так и с музыкал. стороны Ĕ.-ç. ю. полностью вписываются в структур. и образные каноны национал. фольклор. традиции. Вместе с обрядовыми песнями Ĕ.-ç. ю. образуют слой народ. музыки традицион. стиля (своего рода классику национал. песен. фольклора) и отличаются от песен. лирики более позднего и инонационал. происхождения. Сюжетика Ĕ.-ç. ю. включает в себя широкий круг тем, касающихся как высокообобщён. представлений о смысле жизни, окружающем мире, характере взаимоотношений с родственниками, односельчанами, друзьями и недругами, так и бытовых сторон застолья. Сюжет. закономерностью Ĕ.-ç. ю., как и обрядовых песен, является обращение присутствующих эпĕ или эпĕр («я» или «мы») к старшим (родителям, предкам), иногда к ровесникам, но не к младшим. Эмоционально-образ. диапазон Ĕ.-ç. ю. весьма широк, простирается от драматизма, даже трагизма, до добродушного юмора. Именно в этом жанре ярко и полно представлены основные типологич. черты чуваш. национал. музыкально-поэтич. системы – пентатонная ладовая основа и мелодика, квантитативная ритмика (см. Ритмика чувашских народных песен), а также краткосюжетность (см. Çавра юрă). Основ. форма исполнения Ĕ.-ç. ю. – ансамблевая, сидя за столом и, как правило, без инструментального аккомпанемента.